Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Использование средств виртуальной реальности в подготовке студентов и ординаторов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Использование средств виртуальной реальности в подготовке студентов и ординаторов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Автор(ы): Филимонов В.И., Новиков Ю.В., Гагарин В.В., Кочергин А.Ф., Абакшина М.Н.

Город: Ярославль

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

В системе подготовки врача любого профиля большое значение имеет совершенствование преподавания морфологических дисциплин. Современные средства виртуальной реальности рассматриваются, как источник технологических возможностей в образовании и медицине, дополняют набор традиционных подходов в обучении. Стремительное удешевление вычислительных мощностей и элементной базы компьютеров, резкий рост рынка мобильных устройств и приложений способствуют массовому распространению технологий виртуальной реальности и позволяют резко снизить амортизационные расходы на средства обучения.

Цель

Проанализировать опыт эксплуатации анатомического стола «Пирогов», раскрыть преимущества и недостатки этой технологии виртуальной реальности, определить организационно-педагогические условия его эффективного использования в подготовке врача на морфологических кафедрах.

Материалы и методы

Представлен опыт обучения с использования интерактивного анатомического стола «Пирогов». Трёхмерная графическая модель тела, реализуемая столом «Пирогов», позволяет выделять как отдельные системы и органы, так и слои, визуализировать сечения тела в аксиальной (поперечной), фронтальной и сагиттальной плоскостях, сравнивать с изображениями, полученными методами рентгенографии, компьютерной и магнитнорезонансной томографии, выстраивая определённую логическую последовательность познания от классической анатомии через медицинскую визуализацию к анатомическому интерпретированию клинического случая, что очень полезно как студентам, так и ординаторам хирургических специальностей. Предложены следующие обучающие сценарии: послойное препарирование тела человека, нахождение анатомических структур за ограниченное время, описание топографии структур во фронтальной, сагиттальной и поперечной (аксиальной) плоскостях.

Результаты

Обучение с использованием стола «Пирогов» за 2018-2019 учебный год прошло более 400 студентов и ординаторов. Обучаемые выделяют достоинства этого средства виртуальной реальности. Наглядность, достигаемая реалистичной трёхмерной графикой с возможностью масштабирования и разной детализацией объекта. Универсальность, реализуемая представлением любой области, системы, органа, любых труднодоступных для препаровки объектов, различными приёмами диссекции с удалением, выделением и возвратом удалённых структур. Расширение функциональности виртуального атласа за счёт встроенных и редактируемых «всплывающих» справочников, возможности фиксации сцен, проведения тестирования. Экологичность, отсутствие токсичных техник фиксации биоматериала и связанных с ними ограничений. Интерактивность, позволяющая активно вовлекать в обучаемый процесс и реализовать любой сценарий образовательной технологии. Недостатки стола «Пирогов» связывают с недостаточно профессионально разработанным контентом, отсутствием сетевых решений, отсутствием совместимости с мобильными платформами и интеграции с программами медицинской визуализации.

Обсуждение

Использование стола «Пирогов» в практике обучения радикально преобразует принцип наглядного содержания образования, и полностью соответствует мировому тренду в преподавании морфологических дисциплин, состоящему в дополнении традиционных подходов современными приёмами передачи информации: расширение доступности электронных библиотек, анатомических баз данных, появление совершенных анатомических симуляторов, моделирующих структуры тела человека по системному и топографическому принципу с возможностью построения плоскостных проекций и объёмных трёхмерных моделей тела. Виртуальное подобие реальных объектов, их универсальность и многофункциональность может дать обучающемуся больший жизненный опыт в восприятии, в осуществлении действий.
Уже очевидна экономическая неперспективность многих традиционных подходов реализации принципа наглядности в обучении. Существующие юридические, организационные и финансовые ограничения делают оборот учебного трупного материала крайне низким и недостаточным для полноценного обучения. Приобретение, транспортировка, фиксация, хранение органов и изготовление препаратов требует затрат, зачастую неподъёмных для вузов.
Вместе с тем высокая эффективность внедрения, использование средств виртуальной реальности в качестве полноценного учебного оборудования, конкурирующего с традиционными подходами, предполагает наличие обучающих программ, имеющих сценарий, жёсткий алгоритм действий, позволяющий им выступать в роли образовательной технологии. В их отсутствие только преподаватель может транслировать знания обучающемуся. Как способ передачи и усвоения знаний существующие средства виртуальной реальности предъявляют высокие требования к преподавательскому составу, активная компетентная позиция которого позволит внедрить новые технологии.

Выводы

Внедрение средств виртуальной реальности расширяет границы принципов наглядности и доступности, снимает многие традиционные проблемы морфологических кафедр. Виртуальной модели несвойственны трудности использования натурального препарата: цифровая модель не токсична, не «стареет» и не портится от эксплуатации, легко восстанавливается в начальное состояние. Виртуальные модели тела и его структур имеют высокий потенциал стимулирующего влияния на подготовку врача на морфологических кафедрах. Кроме базовых возможностей изучения анатомии, отражающих принципы разложения тела, виртуальный подход более универсален: позволяет объединять элементы, выделять органы из окружающих тканей и на срезах. Вместе с тем недостаточная проработка специализированного контента и отсутствие заложенных обучающих технологий может вызывать сложности в широком внедрении данных средств обучения со стороны педагогов. Опережающая работа в данном сегменте в сочетании с созданием специализированных учебных программ повышения квалификации преподавателей должно явиться актуальным направлением по внедрению технологий виртуальной реальности в практику преподавания морфологических дисциплин.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Владимир Филимонов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: