Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Внутренняя аттестация специалистов практического здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования с использованием симуляционных технологий Учебного центра для медицинских работников - Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы

Внутренняя аттестация специалистов практического здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования с использованием симуляционных технологий Учебного центра для медицинских работников - Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Жданова Н.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

Внутренняя аттестация специалистов практического здравоохранения – это один из наиболее эффективных способов объективной оценки теоретических и практических знаний и умений медицинских работников для установления соответствия уровня их квалификации занимаемой ими должности. Однако, несмотря на всю значимость рассматриваемой процедуры, на сегодняшний день данный процесс не регламентируется ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации. Так, например, в Трудовом кодексе не закреплены как само понятие аттестации, так и ее цели, задачи, принципы, и что немаловажно – порядок проведения. Не предусмотрены в нормативно-правовых актах Российской Федерации также и права и обязанности медицинских работников, проходящих внутреннюю аттестацию, не определены правовые последствия прохождения внутренней аттестации, что на практике вызывает немало трудностей, а в последующем влечет за собой как трудовые споры, так и судебные разбирательства.

Цель

Внутренняя аттестация специалистов направлена на реализацию важнейших целей:
1. Повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи путем формирования высококвалифицированного кадрового состава и стимулирование непрерывного и целенаправленного повышения уровня квалификации и профессионального роста медицинских работников, необходимых для практического применения современных медицинских технологий, в том числе путем установления дополнительных стимулирующих выплат по итогам проведения внутренней аттестации специалистов с учетом установленного уровня квалификации, объема и качества выполняемой работы;
2. Создание нового механизма развития кадрового потенциала путем выявления лучших профессионалов среди медицинских работников и образования «кадрового резерва» в целях замещения вакантных должностей многопрофильного лечебного учреждения и / или его структурных подразделений (филиалов).

Материалы и методы

На базе ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения внутренней аттестации медицинских работников ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ. При проведении внутренней аттестации специалистов практического здравоохранения оцениваются не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для выполнения специалистами профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, поэтому уникальной особенностью рассматриваемого Положения является возможность пройти тренировочную подготовку к практическому этапу по проверке наличия профессиональных навыков путем выполнения практических действий, в том числе с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) с привлечением стандартизированных пациентов в «Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы».
Важнейшим преимуществом отработки практических навыков с использованием симуляционных технологий является создание максимально реалистичной обстановки выполнения медицинских манипуляций без риска нанесения вреда реальным пациентам с оценкой правильности и последовательности выполнения специалистом поставленных перед ним практических действий. Оптимизация процесса обучения является одним из важнейших методологических вопросов в системе непрерывного медицинского образования врачей и среднего медицинского персонала.
Для наглядности сказанного приведем несколько примеров использования симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) при проведении внутренней аттестации медицинских работников ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ:
1. Хирургия: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей-хирургов может проводиться на системах мини-инвазивного тренинга, который включает в себя выполнение аттестуемыми тестовых заданий на электронном симуляторе LapMentor на основе упражнений с интерактивным контролем с различными уровнями сложности и позволяет осваивать важнейшие навыки в области лапароскопии. Запрограммирован на сложные клинические сценарии с имитацией осложнений и повреждений в режиме реального времени, что дает возможность приобретать опыт различных подходов к выполнению процедуры;
2. Эндоскопия: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей–эндоскопистов может проводиться на эндоскопическом компьютерном симуляторе-тренажере GI-Bronch-Mentor, который включает в себя выполнение аттестуемыми порядка 4-ех заданий и предназначен для:
– Оценки уровня сформированности навыка выполнения эндоскопического исследования верхний и нижних отделов желудочно-кишечного тракта;
– Оценки зрительно-моторной координации и точности управления бронхоскопом;
– Оценки уровня сформированности навыка выполнения рентген-эндоскопических вмешательств на гепатобилиарной протоковой системе (ЭРХПГ).
3. Акушерство и гинекология: оценка уровня сформированности мануальных навыков врачей-акушеров-гинекологов может проводиться на компьютерном симуляторе-тренажере VitaMed HystSim, который включает в себя задания для совершенствования практических навыков выполнения диагностической и оперативной гистерорезектоскопии.
Для возможности осуществления внутренних аттестационных испытаний ведущими специалистами практического здравоохранения разработаны контрольно-измерительные материалы для оценки уровня владения мануальными навыками. Практическое задание считается успешно пройденным при соблюдении всех требований к уровню сформированности навыков и выполнению временных нормативов.

Результаты

Таким образом, интеграция обучения с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и / или привлечением стандартизированных пациентов для оценки соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения занимаемой ими должности направлена на формирование и совершенствование у специалистов навыков, отвечающих современным требованиям медицины с учетом постоянного и стремительного совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний, что позволяет повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи.

Тема: Аккредитация, оценивание
Наталья Жданова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: