Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Оценка навыков общения с пациентом в первичной аккредитации специалистов в 2019 г. Часть 1. Краткий качественно-количественный обзор результатов федерального Пилотного проекта

Оценка навыков общения с пациентом в первичной аккредитации специалистов в 2019 г. Часть 1. Краткий качественно-количественный обзор результатов федерального Пилотного проекта

Автор(ы): Сизова Ж.М., Дьяченко Е.В., Малахова Т.Н.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова"; ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Актуальность

Ряд вызовов (образовательный и профессиональный стандарты, неудовлетворенность пациентов качеством помощи, неготовность врачей к эффективной и экологичной коммуникации с пациентом и т.д.) диктуют необходимость пересмотра научно-методических и структурно-организационных подходов в области целенаправленного практико-ориентированного обучения и оценки навыков профессионального общения с пациентами.

Цель

Представить краткий качественно-количественный обзор результатов федерального Пилотного проекта по оценке навыков общения с пациентом в рамках первичной аккредитации медицинских специалистов в 2019 г.

Материалы и методы

В 2019 г. в процедуре первичной аккредитации специалистов в соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 06.03.19 № 16-0-15/23 был реализован Пилотный проект по включению дополнительной станции проверки практических навыков в симулированных условиях «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приёме врача» (специальности «лечебное дело», «педиатрия») и «Разъяснение информации на первичном приеме врача-стоматолога» (специальность «стоматология»). Цель Пилота – отработка организационных и методологических подходов по оцениванию навыков общения аккредитуемых с пациентами.
Для статистической достоверности результатов в Пилоте приняли участие не менее 10% от общего числа выпускников специалитета по конкретной специальности во всех организациях, проводящих аккредитацию медицинских специалистов в 2019 г. Результаты участия в Пилоте не учитывались при итоговой оценке 2-го этапа аккредитации специалистов.
Анализ проводился по данным, предоставленным службой технической поддержки системы аккредитации медицинских работников Минздрава России.

Результаты

По специальности «лечебное дело» в Пилоте приняли участие 2419 аккредитуемых, 12,9% от общего количества аккредитуемых (18723 чел.), допущенных к прохождению 2-го этапа аккредитации. Пилот проводился на площадках 67 организаций, 87% от общего количества площадок первичной аккредитации по специальности «лечебное дело» (всего 77). В 47-ми организациях в прохождении станции «Сбор жалоб и анамнеза…» участвовали более 10% аккредитуемых, допущенных ко 2-му этапу аккредитации; на 20-ти площадках – менее 10% аккредитуемых. На 2-х площадках все аккредитуемые проверили свои коммуникативные навыки (Обнинский ИАТЭ филиал ФГАОУ ВО «НИЯУ МИФИ», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) ФУ»).
По специальности «педиатрия» в Пилоте приняли участие 603 аккредитуемых, 10,1% от общего количества (5 960 чел.). Пилот проводился на площадках 46-ти организаций, 88,5% от общего количества площадок (всего 52). В 43-х организациях в прохождении станции участвовали 10% и более аккредитуемых; на 3-х площадках – менее 10% аккредитуемых. На 1-й площадке все аккредитуемые проверили свои коммуникативные навыки (ФГАОУ ВО «Белгородский ГНИУ»).
По специальности «стоматология» в Пилоте приняли участие 968 аккредитуемых, 14,4% от общего количества (6 705 чел.). Пилот проводился на площадках 53-х организаций, 86,7 % от общего количества площадок (всего 61). В 42-х организациях в прохождении станции «Разъяснение информации…» участвовали 10% и более аккредитуемых; на 8-ми площадках – менее 10% аккредитуемых. На 3-х площадках все аккредитуемые проверили свои коммуникативные навыки (ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГМУ», ФГБОУ ВО «Ярославский ГМУ», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) ФУ»).

Обсуждение

По специальности «лечебное дело» успешно прошли станцию «Сбор жалоб и анамнеза…» 1898 аккредитуемых, что составляет 78,5% от общего количества участников Пилота. С результатом 69% и менее отмечены 518 аккредитуемых – 21,4%, у 3-х аккредитуемых – нет результата. Минимальный балл составил 32%, максимальный – 96%, средний – 78,6%. На площадках 21-й организации все аккредитуемые показали результат 70% и выше, т.е. 100% показатель успешного прохождения станции по проверке коммуникативных навыков. На площадках 20-ти организаций процент аккредитуемых, показавших результат 69% и менее, превышает процент аккредитуемых, успешно прошедших станцию.
По специальности «педиатрия» успешно прошли станцию «Сбор жалоб и анамнеза…» 512 аккредитуемых, что составляет 84,91% от общего количества участников. С результатом 69% и менее отмечены 91 аккредитуемый – 15,09%. Минимальный балл составил 44%, максимальный – 96%, средний – 81,6%. На площадках 11-ти организаций все аккредитуемые показали результат 70% и выше, т.е. 100% показатель успешного прохождения станции. На площадках 4-х организаций процент аккредитуемых, показавших результат 69% и менее, превышает процент аккредитуемых, успешно прошедших станцию.
По специальности «стоматология» успешно прошли станцию «Разъяснение информации…» 885 аккредитуемых, что составляет 91,4% от общего количества участников. С результатом 69% и менее отмечены 83 аккредитуемых – 8,6%. Минимальный балл – 4,35%, максимальный – 95,65%, средний – 84,6%. На площадках 30-ти организаций все аккредитуемые показали результат 70% и выше, т.е. 100% показатель успешного прохождения станции.

Выводы

Пилот предоставил статистически убедительные доказательства, что применение профессиональных навыков общения медицинскими специалистами коррелирует с эффективностью клинически значимых исходов (в частности, точностью диагностических предположений, доверием пациента и его приверженностью назначениям и тактике врача).
Одним из ключевых выводов пилотирования станции является обоснованная убежденность в необходимости целенаправленного обучения навыкам общения с пациентом в рамках содержания основных и дополнительных образовательных программ высшего медицинского образования всех уровней подготовки медицинских специалистов.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Дьяченко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: