Автор(ы): Репин И.Г., Крылов В.В., Матяш О.В., Турбовский А.В.
Город: Москва
Учреждение: ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации"
Актуальность
В процессе подготовки к первичной специализированной аккредитации возникает проблема подготовки ординаторов к сдаче ОСКЭ. Ординаторы профильных кафедр должны освоить выполнение различных манипуляций и демонстрацию коммуникативных навыков на различных станциях. При этом для отработки навыков необходимы преподаватели различных учебных кафедр. В нашем случае это кафедры терапии, кардиологии, внутренних болезней, неврологии, кардиологии. При этом для подготовки к сдаче ОСКЭ на станциях "Сердечно-легочная реанимация" (СЛР) и "Экстренная помощь" наиболее эффективно участие преподавателей кафедры анестезиологии и реаниматологии и кафедры скорой помощи, неотложной и экстремальной медицины. Таким образом, преподаватели одной кафедры, на которой обучаются ординаторы и врачи соответствующей специальности, не могут в полном объеме провести подготовку своих ординаторов и врачей, заканчивающих обучение на курсах профессиональной переподготовки,к прохождению аккредитации. В связи с этим возникает предложение о создании мультидисциплинарной кафедры, на которой преподаватели различных специальностей будут в условиях единого симуляционного центра обучать врачей и готовить их к прохождению аккредитации.
Цель
Оценить возможности подготовки врачей к прохождению. первичной специализированной аккредитации на вновь созданной кафедре обеспечения симуляционной подготовки.
Материалы и методы
В 2019 г. в Центральной государственной медицинской академии УД Президента РФ была создана кафедра обеспечения симуляционной подготовки. Профессорско-преподавательский состав представлен профессорами, доцентами и ассистентами профильных учебных кафедр, работающими в порядке внутреннего совместительства. Концентрация преподавателей различных дисциплин на одной кафедре позволила оптимизировать процесс подготовки ко второму этапу первичной специализированной аккредитации. На станции "СЛР" и "экстренная помощь"занятия для ординаторов всех специальностей проводили анестезиологи-реаниматологи, один преподаватель (кардиолог) проводил занятия по коммуникативным навыкам с участием симулированного пациента. На специализированных станции, таких как люмбальная пункция (неврология) занятия проводили преподаватели профильных специальностей.
Результаты
Первичную специализированную аккредитацию в этом году на базе аккредитационно-симуляционного центра Академии прошли ординаторы по специальностям терапия, кардиология и неврология. Всего 42 врача. Подготовка к аккредитации осуществлялась преподавателями кафедры обеспечения симуляционной подготовки. В первую очередь были проведены занятия с преподавателями по вопросам отработки практических навыков в условиях симуляционного центра, работы по представленным сценариям, контролю навыков с использованием чек-листов. Были подготовлены и обучены на базе Всероссийского методического центра аккредитации "симулированные пациенты". Из числа клинических ординаторов, не проходящих аккредитацию в этом году были подготовлены "конфедераты" для работы на станциях ОСКЭ. Мультидисциплинарный подход позволил сократить время подготовки ординаторов ко второму этапу аккредитации. Одновременное привлечение преподавателей различных дисциплин, симулированных пациентов и конфедератов позволило проводить занятия одновременно на пяти станциях с синхронной сменой групп обучающихся. Подготовка проводилась в течение третьего и, в основном, четвертого семестра. В результате проведенной подготовки все ординаторы прошли второй этап первичной специализированной аккредитации с первой попытки, повторное прохождение экзамена не потребовалось. Члены аттестационной подкомиссии отметили достаточно стабильный уровень знаний и уверенную демонстрацию практических навыков.
Обсуждение
Подготовка врачей к прохождению второго этапа первичной специализированной аккредитации требует серьезной предварительной подготовки. Как показал опыт, в ситуации, когда занятия проводятся только на профильной кафедре, достижение соответствующего уровня владения практическими навыками довольно проблематично. Периодическое проведение отдельных занятий на смежных кафедрах так же не позволяет ординаторам и врачам уверенно выполнять сценарии станций второго этапа. В связи с вышеизложенным представляется правильным создание мультидисциплинарной кафедры, где собраны преподаватели различных специальностей, которые одновременно готовят обучающихся к прохождению второго этапа аккредитации. Наиболее востребованы в этой ситуации анестезиологи-реаниматологи, т.к. на их профильных станциях проходят аккредитацию врачи абсолютно всех специальностей, в то время как количество обучающихся на специализированных станциях - меньше на порядок.
Выводы
1. Наличие в образовательном учреждении мультидисциплинарной кафедры, на которой сосредоточено проведение симуляционной подготовки для ординаторов, обучающихся по всем специальностям, позволяет значительно упростить и оптимизировать процесс симуляционного обучения.
2. Привлечение к проведению занятий в симуляционном центре преподавателей смежных специальностей улучшает качество обучения, формирует стойкие практические навыки.
Илья Репин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.