Автор(ы): Строкова Л.А., Кощеева Н.А., Маркитан Л.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева"
Актуальность
Вопросы подготовки медицинских кадров в настоящее время приобрели особое значение, что обусловлено реформированием и модернизацией российского здравоохранения в рамках реализация приоритетных национальных проектов в данной отрасли. Технический прогресс, нарастающая техногенность медицины выдвигает новые требования к уровню профессионального развития врачей-специалистов. Опыт ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им.Ф.И. Иноземцева» показывает важность комплексного подхода к формированию врача, обладающего современными узкоспециальными знаниями, мануальным опытом и развитым клиническим мышлением. Учебная программа совмещает в себе традиционные формы обучения (лекции, семинары), интерактивные тренинги по решению клинических задач, практические занятия и обучающие симуляционные курсы.
Результаты
Теоретическая подготовка специалиста по УЗД ставит своей задачей сформировать четкую концепцию, отражающую особенности формирования изображения при проведении исследования в В-режиме, что позволяет слушателям уверенно ориентироваться при оценке сонограммы при любом виде исследования. Клиническая часть теоретического раздела сфокусирована на формировании у обучающихся представления о логических связях между патологоанатомическим субстратом и ультразвуковым изображением. Полученные знания позволяют сводить к минимуму эвристический подход в постановке ультразвукового диагноза. Наиболее важным этапом становления врача УЗД как специалиста высокой квалификации, является формирование мануальных навыков, закрепление методологических особенностей различных исследований. Это наиболее важный и трудоемкий этап обучения. Как наставник «ставит» руку пианисту, так преподаватель УЗД показывает и объясняет тонкости работы с датчиком, реально передавая опыт «из рук в руки». После практического ознакомления с работой на ультразвуковом приборе в отделении УЗД одной из клинических баз Академии, слушатель далее продолжает самостоятельно совершенствовать и закреплять полученные навыки в симуляционном центре Академии, в котором сформирован кабинет УЗД со стандартным оснащением, который с максимальной реалистичностью воспроизводит рабочее пространство врача ультразвуковой диагностики.
Симуляционно-тренинговый кабинет по направлению подготовки УЗД оснащен симуляционной мультимедийной системой CS-I (Китай) с двумя манекенами (торсами) мужчины и женщины. Симулятор имеет стандартные органы управления (управление временной компенсацией, усиление, измерение размеров, фокус и т. д.). После сканирования манекена на экране появляются изображения здоровых органов и их патологические изменения. Симулятор УЗД дает возможность фиксировать результаты практических заданий, которые выполняются слушателями. В этом случае слушатель имеет постоянную обратную связь, позволяющую ему самостоятельно мониторировать результативность своей работы. На отработку практических навыков по программе профессиональной переподготовки отводится 144 академических часов, при этом обучающийся имеет возможность самостоятельно определять режим своего тренинга, проводить его в удобном для него темпе и ритме.
За период 2017 – 2019 гг. на базе симуляционного центра Академии прошли подготовку по специальности «Ультразвуковая диагностика» 157 слушателей. Врачи разных специальностей, обучавшиеся на данной программе профессиональной переподготовки, имели возможность активно реализовывать возможности симуляционного обучения. По завершению обучения на этапе заключительного анкетирования все слушатели оценили преимущества данной формы обучения.
Обсуждение
В настоящее время методика обучения врачей претерпевает кардинальные изменения. Практически ушел из системы обучения элемент непосредственной работы учащегося у постели больного с целью получения мануальных навыков. Эту нишу все активнее занимают симуляционные технологии, призванные заменить реального пациента. В УЗД важность мануальных навыков является доказанной истиной, поскольку врач получает информацию о патологии только во время проведения исследования. В связи с этим, можно утверждать, что сочетание базового медицинского образования, узких знаний по предмету и мануальная практика с привлечением симуляционных технологий, дает положительные результаты при обучении по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Выводы
Можно предположить, что при полноценном использовании потенциала симуляционного обучения уровень подготовки врачей, в том числе врачей ультразвуковой диагностики, значительно повысится, что положительно скажется на состоянии всей системы здравоохранения.
Людмила Маркитан
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.