Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПИРАМИДА ПРОБЛЕМ

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПИРАМИДА ПРОБЛЕМ

Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В.

Город: Белгород

Учреждение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Актуальность

С 2017 года в Российской Федерации проводится реализация Приоритетного проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" ("Новые кадры современного здравоохранения"), предусматривающего внедрение системы непрерывного дополнительного профессионального образования (НМО) врачей. Для его успешного выполнения необходимо использование не только передовых научных и медицинских технологий, современных образовательных модулей с применением симуляционных платформ и тренажеров, но и инструментов бережливого производства.
Хорошо известно, что применение лин-технологий позволяет снизить потери, повысить качество оказываемых услуг и удовлетворенность процессом не только клиентов, но и сотрудников создания ценности обнажает проблемы, требующие своевременных решений. В последнее время проблемы, связанные с внедрением системы НМО, часто обсуждаются на медицинских и образовательных форумах и в литературных источниках, однако мы не встретили четкого их ранжирования, несмотря на важность проблемы, что и определяет актуальность нашего исследования.

Цель

Целью настоящей работы явилось выявление и ранжирование проблем, связанных с внедрением системы НМО в Белгородской области, и определение путей их решения.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели в Центре дополнительного медицинского и фармацевтического образования, аккредитации и сертификации (ЦДМиФОАиС) НИУ «БелГУ» был создан проектный офис, разработан паспорт проекта «Совершенствование процесса разработки и реализации программ для медицинских работников с высшим профессиональным образованием по системе НМО», определен состав рабочей группы, сроки проведения.
В ходе реализации проекта предполагается сокращение временных затрат на разработку и реализацию программ для медицинских работников с высшим профессиональным образованием по системе НМО на 30% и достижение такого эффекта, как повышение удовлетворенности потребителей минимум на 5% в год.
В настоящее время в ходе работы над проектом применяли такие инструменты бережливого производства, как гемба, хронометраж, картирование, построение потока создания ценности, «5почему?», диаграмма Исикавы, пирамида проблем. В основании «Пирамиды проблем» располагали проблемы, которые могут быть решены непосредственно в ЦДМиФОАиС, в середине – требующие решений на уровне Университета, а на вершине – на федеральном уровне.

Результаты

При построении карты потока создания ценности и пирамиды проблем установлено, что в ее основании находятся:
1.«Длительное время оформления на обучение»
2.«Обучающиеся испытывают затруднение при поиске нужного кабинета»
3.«Много времени затрачивается на размещение программы на портале НМО и на сайте НИУ «БелГУ»
4.«Обучающимся сложно получить информацию про расписание программы при оформлении на учебу»
К проблемам, требующим решения на уровне НИУ «БелГУ», относились:
5.«Длительное время затрачивается для подбора квалифицированных кадров при создании рабочей группы преподавателей по разработке структуры и компонентов ДОП»;
6.«Длительная синхронизация преподавателей с расписанием»
7.«Сотрудники ЦДМиФОАиС тратят время на перемещения в другие корпуса Университета»
8.«Длительное ожидание связи с сайтом НИУ "БелГУ"»
9.«Длительное ожидание связи с порталом НМО»
10. «Длительное внесение результатов итоговой аттестации на портал НМО»
Проблемами, требующими решения, с нашей точки зрения, на федеральном уровне НИУ «БелГУ», являются:
11. «Длительное формирование группы на портале НМО»
12. «Длительное рецензирование программы»
13. «Отсутствие ГОСТа для оформления итоговой аттестации»

Обсуждение

В настоящее время нам удалось решить большинство проблем на уровне ЦДМиФОАиС путем составления и внедрения стандартов «Порядок оформления врачей на обучение по системе НМО», «Алгоритм размещения образовательных программ на портале НМО», «Алгоритм размещения образовательных программ на сайте НИУ «БелГУ», создания систем визуализации и навигации.
Следует отметить, что начатое устранение проблем с сетью Интернета позволит решить часть вопросов, вынесенных в среднюю часть пирамиды. Остается открытой проблема с привлечением преподавателей Медицинского института к разработке и реализации программ, что связано с частыми их отказами от сотрудничества в связи с большой загрузкой и низкой, с их точки зрения, оплатой за проведенную работу.
Но самыми главными, по нашему мнению, являются проблемы, требующие решения на федеральном уровне. Так, длительное формирование групп на портале НМО связано с несовершенством нормативно-правовой базы, длительное рецензирование программ – как с отсутствием возможности связаться по телефону или в режиме электронной почты с рецензентом и уточнить характер замечания, так и с регламентацией содержания программ и их связи с профессиональными программами. Наличие единого листа оформления итоговой аттестации для всех образовательных медицинских организаций, проводящих обучение по системе НМО позволит избежать имеющихся разночтений по ряду вопросов. При этом не исключена возможность, что ряд этих вопросов уже имеет решение, но тогда следует поднять проблему с доведением этой информации до всех образовательных организаций.

Выводы

Таким образом, в настоящее время имеется ряд проблем с процессом разработки и реализации программ для медицинских работников с высшим профессиональным образованием по системе НМО. Их решение, как в самих образовательных организациях, так и на федеральном уровне, будет способствовать успешной реализации Приоритетного проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" ("Новые кадры современного здравоохранения").

Тема: Организационные вопросы НПР
Татьяна Начетова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: