Автор(ы): Х.А. Намитоков, И.Н. Калинина, О.Л. Прутько, Е.С. Бушуй, А.А. Одарич
Город: Майкоп
Учреждение: Медицинский институт ФГБОУ ВО МГТУ
Актуальность
Современное высшее и последипломное образование подразумевает одной из важных задач – формирование у обучающихся компетенций, в основе которых лежат не только знания, но и умения и навыки. В медицинском ВУЗе приобретение таковых, имеет свои особенности. Для специалистов этой отрасли необходимо не только формирование способности быстро принимать решения, но и четкое выполнение всех врачебных манипуляций и вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Получение практических навыков и умений представляется возможным ввиду появления и расширения симуляционных технологий, которые дают возможность снизить риск технических ошибок во врачебной практике, ятрогенных осложнений, возникающих зачастую при обучении на пациенте и довести до автоматизма технику выполнения отдельных процедур. В настоящее время достаточно широкое применение манекенов-симуляторов, позволяет отработать первичные врачебные навыки в различных клинических ситуациях и имеет ряд несомненных преимуществ: режим обучения не ограничен во времени, возможно, любое повторение упражнений, не требуется постоянное присутствие преподавателя. Между тем, имеется и ряд недостатков, касающихся организации симуляционного обучения, в частности – отработка разрозненных практических навыков, отсутствие системного подхода к организации человеческого организма, использование в основных программах линейных сценариев развертывания клинической ситуации и др., что не вполне позволяет объединить полученные теоретические знания и практические навыки и тем самым сформировать правильное клиническое мышление.
Цель
Разработка алгоритма учебно-тренировочного сценария в процессе симуляционного обучения, позволяющего в условиях автоматически меняющейся клинической ситуации оказать неотложную помощь при различных состояниях, угрожающих жизни пациента.
Материалы и методы
На базе Центра аккредитации и практических навыков Медицинского института ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» разработано несколько учебно-тренировочных сценариев оказания неотложной помощи при различных жизнеугрожающих состояниях, в том числе: «Развитие токсико-инфекционного шока при лептоспирозе», «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом» и др. для симуляционной модели робота-пациента 6-го уровня реалистичности АРР 000036 «Аполлон». В основу таковых положен алгоритм развертывания клинической ситуации, который в отличие от широко применяющихся, имеет разветвленную структуру и подразумевает автоматическое изменение параметров в зависимости от правильности врачебных действий.
Обучающимся дается вводная на брифинге. Далее осуществляется диагностика состояния (физикальные методы обследования, результаты лабораторных исследований и др.) и установление предварительного диагноза. Оказывается первая помощь. При неправильном диагнозе, неверно выбранной или оказанной первой помощи алгоритм позволяет автоматически вернуть ситуацию на предыдущий уровень-этап, для уточнения, или динамически меняет состояние пациента на более тяжелое с соответствующим изменением вводных на мониторе.
Клиническая картина при правильной тактике лечения отражает улучшение состояния, при неправильной – согласно сценарию, происходит ухудшение состояния или возникают осложнения заболевания. Необходимо отметить, что динамика состояния организма может меняться на любом из этапов сценария при неправильно выбранном решении. Тем самым, у обучающего появляется возможность изменить тактику оказания помощи, корректировать свои действия в процессе оказания помощи пациенту. Отличительной особенностью таких учебно-тренировочных сценариев оказания неотложной помощи при различных жизнеугрожающих состояниях является отсутствие необходимости вручную вводить сценарий каждого последующего этапа (конечно при отсутствии цели занятия отработки определенных навыков) и своевременно получать обратную связь в соответствии с назначенным лечением.
Результаты
Данные сценарии были отработаны в условиях практических занятий с обучающимися.
Выводы
Результаты позволяют заключить, что при реализации образовательной программы появляется возможность в рамках приобретения необходимых компетенций получить навыки и умения по выбору правильной врачебной тактики, сокращению времени на определенную задачу, а также навыки принятия решения без использования стандартных, и зачастую неэффективных схем.
Хазрет Намитоков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.