Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Диапазон и разновидности ОСКЭ: 12-летний опыт применения

Диапазон и разновидности ОСКЭ: 12-летний опыт применения

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Риклефс В.П., Тимахович М.В.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО «МУК»)

Актуальность

Более чем 12 лет назад, благодаря реформированию медицинского образования Казахстана, медицинские университеты с открытием симуляционных центров получили преимущества в обеспечении качественного образовательного процесса. В связи с применением симуляционных технологий в обучении стало неизбежным и внедрение новых методов оценки таких, как ОСКЭ. Широкое применение симуляционного обучения способствовало развитию диапазона ОСКЭ. Ранние ОСКЭ были направлены на оценку компетенций выпускника и включали вопросы по выполнению простейших алгоритмов и навыков. В дальнейшем возникла потребность изменения уровня сложности экзамена в соответствии с уровнем образования. Так, данный формат экзамена используется в разных вариациях и оценивает достижения клинической компетентности.

Цель

Описать и сравнить различные варианты ОСКЭ, применяемые для оценки уровня достижения обучающихся на этапах обучения специальности «общая медицина».

Материалы и методы

Дизайн исследования – описательное сравнительное исследование. Статистический метод включал индекс дискриминации, коэффициент корреляции и альфа Кронбаха. Оценивалась надежность ОСКЭ по 4 критериям: оценка внутренней надежности в целом, оценка внутренней надежности отдельных станций, оценка характеристик оценочного листа, межэкспертная надежность.

Результаты

В настоящее время в НАО «МУК» с целью оценки компететности студентов применяются следующие разновидности ОСКЭ: классический, интегрированный и групповой. При проектировании ОСКЭ были установлены параметры ОСКЭ для оценки студентов на разных уровнях обучения. С целью качественного дифференцированного отбора и приема кандидатов в медицинский вуз проводится множественное мини-интервью (ММИ) по 8 станциям, критериями которого являются способность к обучению, творческая активность, критичность мышления и личностные качества кандидата.
Студенты второго года обучения проходят классический ОСКЭ по 3 станциям. Результаты анкетирования студентов по удовлетворенности ОСКЭ показал, что для 94% обучающихся процесс экзамена не вызывал сложностей и был хорошо организован, а 95,8% отметили, что их ожидания оправдались.
Интегрированный ОСКЭ (iOSCE-3) применяется по завершению 3 года обучения и оценивается уровень знаний и навыков по восьми базовым дисциплинам, включая коммуникативные навыки. За 5 лет внедрения iOSCE-3 претерпел существенные изменения, начиная от формата оценочного листа и общего контекста экзамена. В новом формате экзамена 4 станции с 4-мя интегрированными системами и 2-м «процедурным станциям». Анализ надежности iOSCE-3 показал пределы альфа Кронбаха, от α=0,795 до α=0,721, что в целом подтверждает высокую внутреннюю надежность ОСКЭ. По данным статистики не были выявлены «слишком сложные» и «слишком простые» станции, и это свидетельствует о соответствии сложности заданий уровню компетентности студентов на соответствующем курсе обучения. Классический ОСКЭ применяется по завершению 4 года обучения, который включал оценку знаний и навыков по дисциплинам «внутренние болезни» и «детские болезни». Групповой ОСКЭ (GOSCE-5) является вторым этапом итогового комплексного экзамена по завершению бакалавриата, и оценивается при участии представителей практического здравоохранения и работодателей. Ключевым аспектом оценки GOSCE-5 является оценивание командной работы (лидера, двух помощников и наблюдателя) при принятии клинического решения и оказанию неотложной помощи при критической ситуации. Итоговый классический ОСКЭ для интернов 7 курса специальности «Общая медицина» проводится на протяжении 12 лет, является вторым этапом государственной итоговой аттестации интернов, который проходит с участием Национального Центра Независимой Экзаменации Республики Казахстан и проводится по 5 направлениям: «Терапия», «Акушерство и гинекология», «Хирургия», «Врач общей практики», «Педиатрия». Студенты проходят 10 станций, из них 2 со стандартизированным пациентом (СП), 4 станции «процедуры», 1 станция диагностическая и 3 станции неотложной помощи.
С целью отбора кандидатов для обучения по программам резидентуры проводится отборочный экзамен в виде ОСКЭ по 5 станциям неотложной помощи. Затем, по завершению обучения в резидентуре по специальностям резиденты проходят итоговый ОСКЭ по 8 станциям, из них 5 станций неотложной помощи и 3 специфических станций. Станции и критерии оценочного листа включают основные разделы обучения в резидентуре. OSCER проводится по 22 специальностям резидентуры и с участием Национального Центра Независимой Экзаменации Республики Казахстан.

Обсуждение

Имея цель оценить эффективность и надежность разновидностей ОСКЭ как метода оценки знаний, умений и навыков обучающихся в медицинском ВУЗе, было проведено описательное ретроспективное -проспективное исследование. Для реализации задачи исследования был проведен тщательный анализ всех видов ОСКЭ, проводимых в ВУЗе. Проведенный нами анализ эффективности разновидностей ОСКЭ и его результатов показал, что ОСКЭ эволюционировал, и показал свою надежность и гибкость в оценке достижений студентов по всем уровням обучения. Уровень достижения компетентностей выпускника соответствовал ожиданиям, что подтверждено независимой оценкой, проводимой Национальным Центром Независимой экзаменации Казахстана.
Для оценки учебных достижений студентов на разных этапах обучения проводится предварительная подготовка ОСКЭ по всем направлениям, дисциплинам и годам обучения. Подготовительная работа начинается за 8-9 месяцев до начала экзаменационной сессии. Для этого принимаются во внимание результаты предыдущего экзамена (статистика, результаты экзаменов и анкетирование всех участников процесса).

Выводы

Таким образом, анализ 12 лет опыта применения ОСКЭ в НАО "МУК" показывает, что ОСКЭ является достаточно надежным, эффективным, объективным, мультидисциплинарным и гибким методом оценки, разновидности ОСКЭ охватывают все уровни компетентностей обучающихся. Хороший менеджмент и опыт в проведении ОСКЭ, четкая стратегия оценивания и планирование образовательного процесса позволяют сократить количество системных ошибок.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: