Автор(ы): Совцов С. А., Горшков М.Д., Федоров А.В.
Город: Челябинск
Учреждение: РОХ, РОЭХ, РОСОМЕД
Актуальность
Современное обучение хирурга сегодня осуществляется преимущественно в ординатуре и базируется на трех составляющих: теоретический курс, симуляционный тренинг и клиническое обучение.
Цель
Конечной целью является - получение необходимых хирургических компетентностей и их совершенствование , путем овладения базовыми практическими навыками, используемыми в практической деятельности хирурга при выполнении основных хирургических вмешательств.
Материалы и методы
Для достижения этих целей образовательный процесс должен носить системный характер и состоять из 3 компонентов :1.Симуляционный курс ( манекены, тренажеры, симуляторы и т.п., как для лапароскопической , так и для открытой хирургии). 2. Отработка практических навыках на биологических витальных тканях животных (желудок и кишечник , печень, селезенка изъятых у свиней, баранов, их крупные сосуды). В идеале необходимо иметь собственную операционную для этих целей, что мало реально для большинства ВУЗов. 3.Выполнение различных этапов операций ( как эндоскопических, так и открытых) у больных в клинических условиях.
Результаты
Мы считаем, что при использовании симуляционных форм обучения, преимущества следует отдавать специальным модулями имитационного характера для подготовки ординаторов по специальности «Хирургия» , включающие в себя основные оперативные пособия, которые необходимо освоить обучаемым. Они должны носить преимущественно неотложный характер ( выполнение как самих вмешательств, так и основных этапов наиболее часто выполняемых операций в экстренной хирургии) : разрез, некрэктомия, контрапертуры и дренирование гнойных процессов, лапаротомия, ушивание ран желудка, кишечника и мочевого пузыря, аппендэктомия, холецистостомия, холецистэктомия , гастростомия, еюностомия, ампутации конечностей на разных уровнях. В связи с тем, что современная хирургия отдает приоритеты малоинвазивным вмешательствам, то в качестве основы симуляционного тренинга мы предлагаем использовать стандартную программу БЭСТА (Базовый эндохирургический симуляционный тренинг и аттестация), разработанную специалистами РОХ,РОЭХ и РОСОМЕД и успешно применяемую в обучении достаточно часто , как на университетских кафедрах("формальное образование"), так и в центрах симуляционного обучения("неформальное образование"). Симуляционный курс проводится как в форме занятий под руководством преподавателя, так и самостоятельно ординатором. Теоретические аспекты занимают непродолжительную часть времени, основной акцент делается на практической работе с тренажерами, фантомами,
Обсуждение
Следует подчеркнуть, что технические навыки являются лишь частью профессиональной компетенции хирурга, и важно чтобы они была интегрированы с когнитивными и поведенческими характеристиками , таких как навыки работы в команде и принятия решений. Следующим этапом обучения в ординатуре , после освоения основных общехирургических, в т.ч. и лапароскопических навыков, является дальнейшее освоение многоуровневой учебной программы , конечным итогом которой является подготовка к прохождению первичной специализированной аккредитации по окончанию обучения в ординатуре, которая является практико-ориентированным, объективным и структурированным экзаменом. Как известно, на сегодняшний день при ее проведении будут использоваться около 18 станций, в 12 из которых предусматривается демонстрация полученных и освоенных практических навыков и манипуляций. Наряду с достаточно простыми ( различные виды швов, пункция и дренирование грудной полости и др.), предусматривается и более сложные технологии : обзорная лапароскопия, выполнение основных этапов лапароскопической холецистэктомии ( выделение треугольника Кало, клипирование и пересечение пузырных артерии и протока). В связи с этим, в процессе второго года обучения в ординатуре мы внесли допустимое увеличение количество часов на 30% по вопросам овладения общей техники эндохирургических процедур и основам операций на органах желудочно-кишечного тракта. Также было добавлено в комплекс обучения овладение основных этапов лапароскопической аппендэктомии. За счет этого, произошло увеличение количества практических навыков с повышением уровня их овладения.
Выводы
При планировании и реализации учебных планов в ординатуре следует использовать систему этапного обучения как с использованием симуляционных, так и традиционных форм в клинических условиях. Оптимизация освоения профессиональных компетенций позволяет расширить спектр освояемых практических навыков и умений. Вместе с тем, при реализации образовательных программ , в том числе и с использованием симуляционных форм сохраняются не до конца решенные проблемы : 1. отсутствуют унифицированные программы, методические и организационные рекомендации по симуляционным формам обучения. 2. Не разработан порядок допуска обучающихся к манипуляциям и вмешательствам на пациенте при обучении в ординатуре.
Сергей Совцов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.