Автор(ы): Горшков Д.В., Новосельцев Д.В., Рипп Е.Г., Матвейчук Т.Н.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: Аккредитационно-симуляционный центр Института медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России
Актуальность
Неонатальные судороги (НС) – наиболее частый патологический неврологический симптом в периоде новорожденности, требующий безотлагательной терапии. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости НС, включающих симптоматические судороги и младенческую эпилепсию, составляет от 2,6 до 8,6 на 1000 новорожденных. Целенаправленное лечение НС является перспективным направлением в неонатологии, но все еще остается сложной задачей из-за отсутствия единого алгоритма диагностическо-лечебной помощи ребенку.
Цель
Разработка симуляционной программы «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» для проведения пациент-ориентированных командных практических занятий с использованием симуляционных методик и реального медицинского оборудования.
Задачи:
1. разработка стандартных имитационных модулей для отработки мануальных навыков оказания неотложной медицинской помощи новорожденному с судорогами;
2. формирование единого клинического мышления и алгоритма лечебно-диагностической работы у всех членов медицинской команды;
3. оценка эффективности программы «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» при обучении медицинских работников.
Материалы и методы
Симуляционная программа «Лечебно-диагностическая тактика при неонатальных судорогах» разработана на основе Рекомендаций Международной противоэпилептической лиги (International League Against Epilepsy, ILAE) в 2017 году. За 2018 год прошли обучение 96 специалистов родовспомогательных учреждений. Обучение проводилось в смешанных группах, включающих врачебный и сестринский персонал (анестезиологические, неонатальные и междисциплинарные бригады).
Программа состоит из 2-х блоков – симуляционного тренинга и обучения на клинической базе Института перинатологии и педиатрии «НМИЦ им. В.А. Алмазова»
Для отработки мануальных навыков использовались: фантомы, манекены, расходные материалы и реальное медицинское оборудование. Для командного тренинга - симулятор новорожденного SimBaby с предварительно загруженными клиническими сценариями. Для решения кейсов - текстовое описание случая заболевания, описание и запись ЭЭГ и результаты лабораторной диагностики (реальный случай заболевания).
Оценка теоретических знаний проводилась путем тестирования. Тест считался сданным при количестве правильных ответов ≥70% вопросов. Оценка практических навыков, в том числе командной работы, осуществлялась путем наблюдения за выполнением и заполнением проверочного листа.
Структура программы (модуля): общая продолжительность – 5 часов.
1. Вступление, знакомство с оборудованием и манекенами - 10 минут.
2. Оценка базового уровня знаний и навыков:
o Клинический сценарий (командная работа в группе из трех специалистов) - 15-20 минут;
o Тестовый контроль (10 вопросов) - 10 минут.
3. Интерактивная презентация - 30 минут.
4. Обсуждение (дебрифинг) - 30 минут.
5. Симуляционный тренинг:
o Отработка отдельных практических лечебно-диагностических манипуляций при неонатальных судорогах (катетеризация периферической вены, вентиляция легких мешком Амбу, постановка желудочного зонда, техника люмбальной пункции) - 40 минут;
o Проведение клинического сценария повторно (дважды с каждой группой) с использованием проверочного листа – 30-40 минут;
o Повторное обсуждение (дебрифинг) - 30 минут;
o Тестовый контроль (итоговый уровень знаний; 10 вопросов) - 10 минут.
6. Посещение клинических отделений Института перинатологии и педиатрии — 30-60 минут.
7. Подведение итогов – 10-20 минут.
Результаты
При анализе базового уровня знаний: 65% обучающихся (n=62) дали правильные ответы менее, чем на 70% вопросов; 85% курсантов (n=82) сделали более 30% ошибок по данным проверочных листов и/или применяли не рекомендуемые и запрещенные методы оказания лечебно-диагностической помощи при неонатальных судорогах.
При анализе итогового уровня знаний: 100% участников модуля (n=96) дали правильные ответы более, чем на 70% вопросов, из них 93% (n=89) дали правильные ответы более, чем на 90% вопросов; 100% обучающихся (n=96) сделали менее 30% ошибок по данным проверочных листов и не применяли не рекомендуемые и запрещенные методы оказания лечебно-диагностической помощи.
По завершению модуля 100% участников знали: причины возникновения НС; алгоритм оказания лечебной помощи и обследования при судорожном синдроме; принципы организации эффективной командной работы и коммуникации.
По завершению модуля 100% участников умели: идентифицировать судороги у новорожденного; выполнять лечебно-диагностические мероприятия в правильной последовательности; эффективно общаться с коллегами и родственниками новорожденного в условиях экстренной клинической ситуации.
С 2018 года модуль включен в программу обучения неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, педиатров и медицинских сестер отделений реанимации новорожденных.
В июне 2019 года было выпущено учебное пособие «Диагностика и лечение неонатальных судорог» для обучения и практического применения реаниматологами, неонатологами и педиатрами.
Выводы
• Реализация разработанной программы, содержащей стандартные имитационные модули, позволяет курсантам в короткие сроки отработать не только мануальные практические навыки оказания неотложной помощи новорожденным, но и навыки командного взаимодействия.
• Сочетание симуляционных тренингов с решением кейсов и посещением клинических отделений научных учреждений, оказывающих пациентам высокотехнологичную помощь, дает возможность курсантам получить и закрепить теоретические знания и увеличивает эффективность обучения.
• Системный подход в формировании навыков командой работы, основанный на алгоритмах неотложной помощи и использовании высокореалистичной симуляции должен повышать профессионально-компетентностные показатели и, как следствие, улучшать результаты клинической деятельности. Для доказательства данного положения требуется проведение дополнительных исследований.
• Необходимо планировать повторное обучение с целью получения данных о «выживаемости» полученных знаний и навыков и определения периодичности тренингов.
Евгений Рипп
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.