Автор(ы): Неустроев П.А., Гоголев Н.М., Протопопова А.И., Ядреева А.П.
Город: Якутск
Учреждение: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Актуальность
С развитием медицинских технологий прогрессивно изменилась система обучения практическим знаниям и навыкам в образовательном процессе студентов. Симуляционные центры стали стандартным этапом системы обучения. Но вместе с тем, симуляционные хирургические комплексы и тренировки в кадавер-классах недостаточны для полного представления о настоящей хирургии. Именно "ощущение живой ткани", визуализация кровотечений и других осложнений дает возможность понять суть будущей профессии, мотивируя студентов к активному изучению направления и в последующем быть уверенными в своих силах, чтобы приступить к практическим действиям.
Материалы и методы
На базе симуляционного центра и анатомического корпуса Медицинского института Северо-Восточного федерального университета усилиями преподавателей, практикующих хирургов и студентов-кружковцев был развернут операционный блок для проведения оперативных вмешательств на экспериментальном животном – минипиге. Оснащение учебной операционной стандартное для хирургического отделения, включает оборудование для открытых операций, микрохирургии и лапароскопических вмешательств.
Операция проводилась в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными Российским и Европейским законодательством. Были проведены: предоперационная подготовка, общая анестезия, интубация трахеи для проведения ИВЛ под контролем действующего анестезиолога-реаниматолога и ветеринара. Далее поэтапно выполнены эндоскопические хирургические вмешательства хирургической бригадой. Основная работа транслировалась посредством передачи изображения одной камеры, сфокусированной на операционном поле.
Результаты
Отличительной особенностью при проведении любого оперативного вмешательства является мультидисциплинарность процесса. Так, например, в предоперационном процессе моделируется терапевтическая ситуация патологии, проводятся необходимые назначения и подготовка. Далее бригада анестезиологов-реаниматологов ведет процесс анестезии с необходимым расчетом дозировок препаратов, выбора той или иной методики. Особенно ценны в обучении: момент ввода в наркоз, интубация трахеи, катетеризация вен и другие сложные, но необходимые в периоперационном периоде манипуляции. Хирургическая бригада проводит непосредственно оперативное вмешательство в зависимости от моделирования ситуации. Отрабатывается тактика и техника оперативных навыков, умение работать с тканью в условиях сохраненного кровообращения. В абсолютном большинстве случаев, операции моделируются в соответствии с проводимыми в институте научными исследованиями, то есть в процессе задействованы и научные сотрудники и лаборатории (патологистология и др.). В послеоперационном периоде снова подключается бригада терапевтических специальностей, целью которой является выхаживание экспериментального животного.
Выводы
В целом одно оперативное вмешательство дает возможность отработать знания и навыки в практическом варианте и обучить взаимодействию мультидисциплинарного комплекса, что дает неоспоримое преимущество перед обычными симуляционными технологиями. Необходимо отметить, что акселерируется и другой аспект образовательного процесса - это мотивация, профессиональная ориентированность и психологическая готовность студента. Таким образом, отработка практических навыков на экспериментальных животных с использованием симуляционных технологий необходима для эффективного образовательного процесса в медицинском вузе.
Петр Неустроев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.