Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ. ПУТЬ ОТ СТУДЕНТА ДО ВРАЧА

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ. ПУТЬ ОТ СТУДЕНТА ДО ВРАЧА

Автор(ы): Седова М.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Холопцева Е.М., Золотова Е.Н., Белогубова С.Ю., Хохлов И.В., Горина К.А., Одинокова С.Н., Балахонов А.А., Батурина О.А., Гаряева А.Б., Стук И.В., Боттаев Н.А., Серкина А.В.

Город: Москва

Учреждение: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"

Актуальность

В России вопросы коммуникации в обязательном порядке рассматриваются лишь на семинарах и лекциях по деонтологии. Поэтому специалистам на практике в большей степени приходится руководствоваться опытом своих старших коллег, который не всегда бывает удачным.

Цель

Описать работу по формированию у медицинских специалистов целостное понимание процесса эффективной коммуникации с пациентом, используя Калгари-Кэмбриджскую модель коммуникации, как одну из признанных моделей международного уровня.

Материалы и методы

С 2012 по 2019 гг. для студентов 3-6 курса, врачей-ординаторов, врачей, претендующих на статус «Московский врач», медицинских сестер частных клиник еженедельно проводились тренинги по навыкам профессионального общения с пациентами с участием специально подготовленного симулированного пациента. Курс тренингов основывался на 5 ключевых темах: «Начало консультации», «Сбор информации», «Конфликты», «Сообщение плохих новостей» и «Разъяснение». Количество курсантов на тренинге варьировало от 6 до 10 человек. Также было проинтервьюировано несколько практикующих врачей, которые будучи студентами прошли тренинги по навыкам общения.

Результаты

В вышеописанный период было проведено порядка 180 тренингов по навыкам общения длительностью 3 часа каждый. В общей сложности было охвачено 350 курсантов. В начале каждого тренинга фасилитатором (тренером) выяснялся запрос курсантов, их опыт и сложности в ходе коммуникации с пациентами. В процессе занятия были рассмотрены часто встречающиеся ошибки медицинских работников в плане коммуникации с помощью разбора заготовленных видео конкретных клинических ситуаций. Причем ключевым моментом в ходе таких разборов являлось не прямое предоставление коммуникативных навыков тренером, а выявление их в ходе обсуждения самими курсантами. Однако особенно ценным в тренинге по навыкам общения являлось «проигрывание» клинической ситуации самими обучающимися с симулированным пациентом. При этом у курсантов всегда была возможность переиграть предложенный сценарий, а также получить обратную связь от симулированного пациента, что невозможно в реальной практике. Таким образом у курсантов складывалось понимание, почему и как реагирует пациент на то или иное их действие, а также почему это важно для непосредственно лечебного процесса.

Обсуждение

Нами было отмечено, что степень и скорость освоения навыков зависели от количества уже имеющегося опыта курсанта. Так студенты 3-6 курсов, которые сталкивались с пациентами опосредованно, участвуя в их лечении на клинических кафедрах под руководством врачей, более охотно воспринимали новую информацию и успешно внедряли их в свою практику. При этом от многих практикующих врачей, которые имели определенный каждодневный опыт коммуникации с пациентом, мы зачастую встречали сопротивление в освоении навыков по Калгари-Кэмбриджской модели, что было ожидаемо. Такие курсанты чаще всего говорили, что в реальной клинической практике данные навыки неэффективны, либо на это не хватает времени. Однако, учитывая, что цикл тренингов состоял из нескольких встреч, у курсантов была возможность проверить эффективность навыков на собственной практике в условиях клиники. На последующих тренингах при разборе полученного опыта большинство участников отмечало, что приобретенные навыки помогали расположить пациента к себе, получить больше клинически значимой информации, избежать конфликтов. Курсанты, у которых после этого все же оставались сложности, была возможность воспроизвести сложившуюся ситуацию на тренинге с симулированным пациентом и отработать возможные варианты консультации, что имело положительные результаты.

Выводы

Полученный опыт проведения тренингов по навыкам общения показывает, что обучение как студентов, так и практикующих врачей имеет положительный отклик и пользуется все большей популярностью. На наш взгляд навыки общения необходимо преподавать так же и среднему медицинскому персоналу. При этом учитывая, что навыки общения универсальны, данные тренинги могут быть так же направлены на сложности в коммуникации между медицинскими работниками, например врачами и медицинскими сестрами. Учитывая успешную реализацию данного цикла тренингов по навыкам общения, мы считаем, что есть необходимость введения его в обязательную программу обучения, как это происходит за рубежом.

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: