Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ПРОФИЛЬНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РОДОВ, ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ПРОФИЛЬНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РОДОВ, ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Автор(ы): Нестеров И.М.1), Беженарь В.Ф.1,2), Чистякова Т.Н.1), Ширинян Л.В.1), Романова М.Л. 1), Темирбулатов Р.Р. 1), Вахитов М.Ш.3), Авраменко Е.А.3), Семенов С.А.3)

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

Согласно современным требованиям к образовательным программам юридические барьеры не позволяют обучающимся отрабатывать практические навыки на пациентах (practice based learning and improvement). В результате, имея к окончанию ВУЗа фундаментальные академические знания, молодые специалисты не всегда на практике способны оказать адекватную неотложную медицинскую помощь не только врачебного, но даже и сестринского уровня.

Цель

С целью практической реализации программ практико-ориентированного тренинга в ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ с 2012 года успешно функционирует симуляционый центр, где сотрудниками кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии проводится симуляционный тренинг профильных клинических ординаторов и врачей (курсантов цикла повышения квалификации «Клиническое акушерство: практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов») по широкому кругу вопросов, предусмотренных учебным планом, в том числе введению патологических родов, диагностике и оказанию неотложной помощи при экстримальных состояниях в акушерской практике. Основной целью симуляционных тренингов является отработка практических навыков по ведению патологических и осложнённых родов: акушерские мануальные пособия при различных вариантах тазового предлежания плода, плечевой дистоции, вагинальные инструментальные родоразрешающие операции – акушерские шипцы и вакуум-экстракция плода, а также диагностике и оказанию неотложной помощи при экстримальных состояниях в акушерстве (амниотическая эмболия, эклампсия, острая патологическая и массивная кровопотеря).

Материалы и методы

В период 2016-2019 г. на базе ЦИОТ Университета в рамках симуляционного цикла (12 практических занятий – 72 акад. часа) прошли обучение 132 профильных клинических ординатора, а также около 80 врачей-курсантов цикла повышения квалификации по акушерству и гинекологии. Симуляционное обучение осуществляется на симуляционном оборудовании, позволяющему в полном объеме воспроизводить необходимые клинические ситуации в режиме реального времени до, во время и после родов.
Перед началом каждого тренингового курса проводится т.н. «входной тест» в виде устного и письменного опроса для установления уровня исходных теоретических знаний и практических умений, а также причин субъективного и объективного отсутствия эффективной коммуникации врача-ординатора с пациентом. Среди основных причин последнего параметра «входного теста», как правило, называются страх провести неадекватную манипуляцию в зависимости от клинической ситуации, и, тем самым, навредить женщине и ребёнку. Поэтому, на первом этапе обучения ординаторами и курсантами проводится «эталонное» решение клинических задач по диагностике и терапии неотложных состояний в акушерстве и ведению патологических и осложнённых родов преподавателем-тренером с последующим повторением увиденного. На втором этапе, под контролем симуляционного тренера, каждый ординатор/курсант отрабатывает и улучшает приобретённые практические мануальные навыки и алгоритмы на симуляционных платформах и тренажерах. В ходе третьего этапа обучения преподавателем совместно с клиническими ординаторами/курсантами проводится коллегиальная оценка выполненной практической работы.

Результаты

Подавляющая часть обучающихся справляется с поставленными задачами и показывает удовлетворительный уровень освоения новыми практическими компетенциями. Отработка практических умений на симуляторе у них носила осмысленный и заинтересованный характер. Среди причин, не позволяющих в полном объёме выполнить поставленные задачи, как правило, являются: отсутствие опыта работы в команде (interpersonal and communication skills), отсутствие концентрации внимания, и, как результат, - нарушение аналитических подходов и последовательности выполнения алгоритмов.

Обсуждение

Таким образом, проведение симуляционного практико-ориентированного тренинга по ведению патологических и осложнённых родов, а также диагностике и терапии неотложных состояний в акушерской практике в ходе симуляционного обучения у 99% обучающихся курсантов оценивается как бесспорно необходимое. По мнению клинических ординаторов/курсантов, методика симуляционной отработки практических навыков после теоретического ознакомления с алгоритмом выполнения поставленных задач, позволяет им на практике успешно освоить основные этапы клинических алгоритмов с наименьшим допуском ошибок, стимулирует положительную мотивацию, способствует совершенствованию логического мышления, укрепляет уверенность в приобретенных знаниях и правильности действий, а также способствует увеличению потребности к самообразованию и познанию.

Тема: Акушерство и гинекология
Мавлет Вахитов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: