Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Комплексная система обучения как условие компетентностного профессионального обучения амбулаторных хирургов в симуляционных условиях

Комплексная система обучения как условие компетентностного профессионального обучения амбулаторных хирургов в симуляционных условиях

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Климаков А.В.

Город: Москва

Учреждение: Учебный центр для медицинских работников - Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы, Москва

Актуальность

За последних несколько лет условия работы амбулаторных хирургов (АХ) и требования к нему претерпели изменения. Внедрение малоинвазивных технологий в хирургии, привели к тому, что врач на приеме «получает» пациентов в раннем послеоперационном периоде.
Дополнительно, действие Приказа №901н от 12 ноября 2012 г. МЗ РФ предписывает АХ оказывать первичную специализированную помощь пациентам по профилю «Травматология и ортопедия».
Вместе с этим меняются также и требования к профессиональной компетентности хирургов.
Обучение АХ в рамках системы «традиционного» постдипломного образования не в полной мере отвечает потребностям врачей для подготовки к повседневной работе в поликлинике:
• в учебных программах отсутствует разделение хирургов на амбулаторных и тех, кто работает в стационаре;
• редко встречаются темы, касающиеся оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе;
• отсутствуют темы, касающихся смежных дисциплин: патологии опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, психологии общения с пациентом, снятия стресса и др.;
• недостаточно освещаются вопросы медицинской реабилитации пациентов после различных операций,
• возможности отработки практических умений по выполнению инвазивных вмешательств на пациентах очень ограничены.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие сформулированных требований к обучению АХ, отвечающих современным условиям работы.

В Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы, начиная с января 2017 года, были внедрены три дополнительные программы повышения квалификации (ДПП) для АХ в рамках системы НМО; обучено более 300 врачей.
Накоплен опыт разработки и проведения ДПП для АХ. Назрела необходимость проанализировать актуальность данных программ с точки зрения профстандартов и получить оценку самих АХ.

Цель

1. Сформулировать требования к системе постдипломного обучения АХ;
2. Дать оценку реализованным в МСЦ ДПП для АХ, исходя из выявленных требований к ПК.

Материалы и методы

1. Анализ требований профстандартов «Врач-хирург» (ПСХ) и «Врач-травматолог-ортопед» (ПСТ)
2. Формулировка требований к обучению АХ на основании ПСХ и ПСТ
3. Оценка соответствия реализованных в МСЦ ДПП для АХ требованиям обучения
a. анализ структуры и содержания ДПП для АХ
b. оценка ДПП непосредственно врачами

Результаты

Проведен анализ трудовых функций, указанные в профстандартах «Врач-хирург» (Приказ №743н Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.11.2018 г., код А) (далее ПСХ) и «Врач-травматолог-ортопед» (Приказ №698н от 12 ноября 2018 г. Министерства труда и социальной защиты РФ, код А) (далее ПСТ)
В общей сложности от АХ требуется владение 77 практическими (мануальными) умениями плюс оказание медицинской помощи при критических состояниях.

Из положений ПСХ и ПСТ, определяющих ПК АХ, вытекают современные требования к постдипломному обучению АХ. Для того, чтобы обеспечить следование этим требованиям в процессе обучения, необходима комплексная система обучения АХ (КСО АХ). Критериями КСО являются:
1. цель - развитие ПК АХ, определенных в профессиональных стандартах;
2. отбор учебного материала осуществляется по принципу приоритетности с точки зрения потенциальных слушателей;
3. практические мануальные действия, подлежащие освоению до уровня «умение», определяются также приоритетной потребностью врачей;
4. форма обучения: очная, групповая (до 10 слушателей);
5. продолжительность - 18 академических часов;
6. применение различных методов обучения: лекции, семинары, разбор клинических случаев, отработка практических заданий;
7. применение симуляционных технологий для обучения практическим умениям;
8. взаимосвязь и взаимодополнение всех компонентов, преследующих единую общую цель – развитие профессиональных компетенций АХ
Анализ структуры трех ДПП для АХ показал, что:
• проблемам патологии ОДА в разных ДПП посвящено от 31% до 61% учебного времени.
• тактике ведения пациентов с гнойными заболеваниями мягких тканей и осложнениями костной травмы уделено 11-17% времени;
• патологии периферических сосудов уделено 11-17%;
• всего практическим мануальным умениям отводится 6-8% учебного времени.
При сопоставлении ДПП для АХ, реализованных в МСЦ, с критериями КСО выявлена высокая степень соответствия системы обучения АХ в МСЦ с КСО.
Результаты анкетирования АХ
Для того, чтобы оценить ДПП на соответствие требованию полезности учебного материала для АХ, было проведено анонимное анкетирование слушателей программы «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга». Изучены 6 показателей:
удовлетворенность обучением, материально-техническим оснащением учебного процесса, работой преподавателей, получение новой информации, соответствие практической работе, соответствие ожиданиям слушателей.
Результаты анкетирования свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности слушателей и соответствии их ожиданиям и потребностям.
Решением вышеуказанных проблем и средством достижения целей обучения может стать внедрение комплексной системы обучения (КСО) для АХ в условиях медицинского симуляционного центра.

Выводы

1. Обучение АХ должно быть компетентностным, т.е. развивать ПК, необходимые для выполнения АХ своих обязанностей в соответствии с требованиями ПС;
2. для обеспечения необходимых условий обучения АХ в соответствии с требованиями ПСХ и ПСТ, необходимо внедрить КСО;
3. КСО АХ, реализованная в МСЦ, в высокой степени соответствует требованиям обучения АХ;
4. при разработке ДПП АХ необходимо включать темы и отработку практических умений, касающихся манипуляций на опорно-двигательном аппарате, вопросов реабилитации пациентов после вмешательств, оказания экстренной и неотложной помощи, правовой защиты;
5. для дальнейшего развития КСО необходимо расширять техническую базу симуляционного оборудования;
6. необходимо активно использовать такие методы активного обучения, как деловая игра, междисциплинарное взаимодействие специалистов

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Александр Климаков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: