Место проведения: | Москва, Международный информационно-выставочный центр “ИнфоПространство” |
Дата проведения: | 30.09.2015 — 02.10.2015 |
Окончание регистрации: | 29.09.2015 |
Окончание приема тезисов: | 16.09.2015 |
30 сентября 2015 - Программа Пре-Конференц,
1-2 октября 2015 - основная программа мероприятий.
Научно-практический семинар по акушерству и неонатологии в 10:00. В программе семинара разбор клинических сценариев и демонстрация новейших роботов-симуляторов роженицы и манекена новорожденного. Место проведения пре-конференц:
Научно-исследовательский центр (НИЦ) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, адрес: ул. Трубецкая дом 8, стр. 1. Начало в 10:00, регистрация участников с 9:00.
Количество мест для участников ограничено, просим Вас заранее подать заявку на участие в пре-конференц по телефону +7 910-122-58-38 или отправить заявку на электронную почту post@rosomed.ru
Пленарные заседания и ряд секционных проводятся на русском и английском языках, с синхронным переводом.
8:30 10:00 Регистрация участников, утренний кофе
10:00 11:30 ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ НМО И ДОПУСКА К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11:30 11:45 Кофе-брейк. Открытие выставки
11:45 13:30 ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
НМО И АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
13:30 14:30 Ланч. Трансформация залов
14:30 16:00. ДНЕВНЫЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
3А. Вопросы непрерывного медицинского образования
3BС. IV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2015
3Е. Информационное обеспечение медицинского образования
16:00 16:30 Кофе-брейк
16:30-18:00. ВЕЧЕРНИЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
4А. Круглый стол. Роль индустрии в НМО. Этические принципы
4B. Симуляционный тренинг по экстренной помощи
4С. Применение симуляционных технологий в подготовке и непрерывном профессиональном развитии организаторов здравоохранения.
4D. Мастер-класс. Обучение ультразвуковой диагностике
4Е. Роль медицинского библиотекаря в современном образовании
18:00 19:30 Фуршет (в зоне выставки).
4Е. Заседание Правления РОСОМЕД
9:30 10:00 Утренний кофе. Посещение выставки
10:00 11:30. СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
5А. Симуляционные методики и объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) в аккредитации специалистов и тестировании навыков
5B. Симуляционное обучение в анестезиологии и интенсивной терапии
5С. Опыт внедрения НМО
5D. Мастер-класс «Введение в навыки общения в медицине»
5E. Информатизация здравоохранения
11:30 12:00. Кофе-брейк
12:00 - 13:30. ДНЕВНЫЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
6A. Открытое заседание комиссии координационного совета по развитию НМИФО МЗ РФ
6B. Коммуникативные навыки и методика «Стандартизированный пациент»
6C. Симуляционный тренинг по хирургическим специальностям
6D. Симуляционное обучение в педиатрии и неонатологии
6E. Публикационная активность. Публикация в международных индексируемых ресурсах. Панельная дискуссия
13:30 14:30 Ланч. Посещение выставки
14:30-16:00. ВЕЧЕРНИЕ СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
7А. Заседание совета деканов медицинских и фармацевтических факультетов
7B. Cимуляционное обучение в акушерстве и гинекологии
7C. Симуляционное обучение в сестринском деле
7E. Мастер-класс "Трудный дебрифинг"
16:00 16:30 Кофе-брейк
16:30 18:00 ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. Закрытие конференции и Съезда РОСОМЕД. Подведение итогов, награждение победителей конкурса «Отечественные инновации в симуляционном обучении», лотерея.
Регистрация на конференцию проводится до 29 сентября 2015 года.
Стоимость участия: 10.000 рублей, для членов РОСОМЕД и АСМОК - 8.000 рублей, безналичным перечислением.
При участии Европейской Ассоциации Медицинского образования AMEE и Европейского общества симуляционного обучения в медицине SESAM
Цель мастер-класса – познакомить участников с направлением профессионального общения в медицине. В ходе мастер-класса слушатели познакомятся с наиболее распространенным в Европе алгоритмом клинического общения - Калгари-Кэмбриджской моделью медицинской консультации, получат представление о научных доказательства, лежащих в ее основе, и смогут увидеть некоторые навыки в демонстрациях общения, проведенных с помощью симулированных пациентов. Мастер-класс рекомендуется всем, кто хочет получить представление о навыках общения в медицине и об обучении им.
Формат встречи будет полезен как для молодых специалистов, так и для опытных, а также для начинающих тренеров профессионального общения в медицине и лиц, принимающих решение о необходимости прохождения полноценных тренингов общения. Мастер-класс проводит Сонькина Анна Александровна, врач-педиатр, тренер навыков общения Центра "Ментор Медикус" ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.
Мастер-класс проводится сотрудниками кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им Евдокимова (зав.каф.проф. Найговзина Н.Б.).
В рамках мероприятия уже традиционно проводится конкурс на лучшие отечественные инновационные разработки в сфере симуляционного медицинского обучения. Конкурс проводится среди студентов, врачей, преподавателей, а также учебных, научных и лечебных коллективов. К конкурсу не допускаются разработки фирм производителей симуляционного или медицинского оборудования. В заявке должно быть указано: авторский коллектив, контактные данные; фото и описание разработки (устройства, изобретения, компьютерной программы, учебной методики); учебные задачи, решаемые с помощью данной разработки; в чем новизна и отличие от имеющихся аналогов. Предпочтение отдается разработки, которые имеют практическое применение и могут быть воплощены коллегами из других симуляционных центров.
Призы:
Заявки принимаются Оргкомитетом до 15 сентября 2015 г. через контактную форму.
Место проведения:
Международный информационно-выставочный центр “ИнфоПространство”
Адрес: 119034, г. Москва, 1-й Зачатьевский переулок, дом 4
Проезд до м. Кропоткинская, м. Парк Культуры, микрорайон Остоженка
Исторический центр Москвы, 1 км. от Кремля, 300 метров от Храма Христа Спасителя,
50 метров от Пречистенской набережной.
1
|
Симуляционное обучение в кардиохирургии: полный учебный курс миниинвазивной и робот-ассистированной хирургии
Тема: Хирургия, лапароскопия
Симуляционные технологии давно являются неотъемлимой частью образовательных программ для различных хирургических дисциплин. Миниинвазивная кардиохирургия – одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей хирургии, что обусловлено стремлением трансполировать ряд преимуществ малоинвазивной хирургических технологий в сердечно-сосудистую хирургию. Однако эти технологии пока внедрены в клиническую практику лишь в единичных центрах. Для обучения миниинвазивной и робот-ассистированной кардиохирургии, хирург вынужден проходить циклы обучения в различных госпиталях, приобретая знания и опыт в т...
Алексей Архипов,
15.09.2015.
|
|
2
|
Человеческий фактор в медицинской среде
Тема: Организация здравоохранения
То, что персонал является ключевым ресурсом, на уровне слогана затвердил себе каждый, кто имеет основания называться руководителем. Более продвинутые управленцы готовы развить этот тезис, вспомнив о коллективной компетентности, о носителях технологий, о том, что именно персонал является тем, кто, в конце концов, обеспечивает нам конкурентное преимущество. В большинстве секторов экономики к вопросом управления персоналом подходят вполне осознанно и инвестируют в эту сферу немалые средства. Автор анализирует ситуацию в здравоохранении и предлагает варианты выхода из нее.
Наталья Кощеева,
15.09.2015.
|
|
3
|
Опыт организации симуляционного обучения
Тема: Хирургия, лапароскопия
Сертификационный цикл «Актуальные вопросы лапароскопии в хирургии и гинекологии», состоявшийся 28-31 мая 2015 года, позволил нам реально оценить возможности тренинг- центра и еще раз убедиться в острой потребности практикующих специалистов в обучении в таком формате. Цикл был организован Академией медицинского образования им.Ф.И.Иноземцева при поддержке Компании «Современные медицинские технологии» и Компании KARL STORZ.
Наталья Кощеева,
15.09.2015.
|
|
4
|
Симуляционное обучение в хирургии
Тема: Хирургия, лапароскопия
Симуляционное обучение в хирургии П.В. Васильев, к.м.н., руководитель УМСТЦ ХМГМА; д.м.н., профессор Ионин В.П., Холфиева А.Ю. Современная медицина требовательна к подготовке специалиста и диктует непрерывность повышения его квалификации. Для реализации данного подхода хорошо зарекомендовала себя система симуляционного обучения для преобретения в том числе манипуляционного мастерства. Обязательным компонентом практической подготовки студента, интерна и ординатора стал симуляционный курс. Симуляционные технологии эффективно и безопасно формируют прикладные навыки путем погружения в в...
Павел Васильев,
15.09.2015.
|
|
5
|
Подготовка сценария тренинга для формирования компетенции современного руководителя здравоохранения
Тема: Организация здравоохранения
Успешность тренинга для формирования компетенций современного руководителя в сфере здравоохранения в первую очередь определяется качеством его организации. Ключевым моментом в подготовке организации любого тренинга является проработка сценария. В основу сценария тренинга закладывается его цель и групповая динамика. Управление групповой динамикой должно стать фундаментом сценария тренинга. Цель должна быть поставлена не только для целого тренинга, но и для каждого отдельно взятого его структурного элемента – стадии, этапа, действия. Необходимо учитывать в сценарии т...
Михаил Наваркин,
15.09.2015.
|
|
6
|
НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ НАВЫКАМ БАЗОВОЙ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ НА ЭТАПАХ ВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
На базе Центра практических умений и навыков Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера для обучения навыкам неотложной помощи внедрен единый модуль по оказанию базовой СЛР, который позволил начать более эффективное обучение медицинского работника в условиях симуляционного тренинга с овладения умениями на доклиническом этапе и продолжить совершенствование на всех этапах специалитета, интернатуры, ординатуры и врачей на факультете последипломного образования
Виктор Рудин,
15.09.2015.
|
|
7
|
Экзамен "на права" по эндохирургии
Тема: Хирургия, лапароскопия
Разработаны принципы базового доклинического симуляционного эндохирургического тренинга, сформулированы основные характеристики, требования к упражнениям и теоретической части курса; определены принципы оценки практического и теоретического уровня для выдачи допуска к следующему, клиническому этапу обучения.
Максим Горшков,
15.09.2015.
|
|
8
|
Подходы к симуляционному обучению в период реформирования системы подготовки специалистов.
Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
В условиях реформирования системы здравоохранения и системы обучения врачей необходимо избегать крайностей. При проведении симуляционного обучения студентов медицинского института целесообразно проводить отработку не только базовых навыков, но и специализированных. Кроме того, большое значение имеет отработка командного взаимодействия на базе симуляционного центра, что может проводиться в виде межфакультетской олимпиады на регулярной основе.
Елена Туш,
15.09.2015.
|
|
9
|
СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ В РОССИИ. РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Опыт внедрения международно-стандартизованного симуляционного курса по базовой и расширенной реанимации в педиатрии для специалистов общепрофильных и педиатрических бригад скорой медицинской помощи Москвы.
Мария Бородина,
15.09.2015.
|
|
10
|
ТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Тема: Организация здравоохранения
Одним из этапов формирования компетенций руководителя здравоохранения является отработка навыков. С этой целью целесообразно использовать тренинги, базовым элементом которых служит активность. Такие типы активностей как решение кейсов, ролевые игры, деловые игры представляют собой бизнес-симуляции, применение которых при подготовке административно-управленческих кадров является важнейшим звеном построения и закрепления компетенций.
Анастасия Конаныхина,
15.09.2015.
|
|
11
|
Виды тренинговых занятий и формат их проведения в системе непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения
Тема: Организация здравоохранения
Для формирования определенного навыка может быть выбран тот или иной вид тренингового занятия. Вместе с тем, формат проведения любого тренингового занятия единый и строится согласно конкретным требованиям.
Аделина Кочубей,
15.09.2015.
|
|
12
|
СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Тема: Организация здравоохранения
Теоретические знания и умения, отработанные до автоматизма в фантомно-симуляционных центрах формируют навыки, необходимые каждому специалисту. Особенно важно научиться быстро и безошибочно использовать свои знания при критических и неотложных состояниях пациентов, что необходимо не только анестезиологам и реаниматологам, но и врачам общей практики. Симуляционные курсы помогают отработать все необходимые навыки и воссоздать подобные ситуации в клинических сценариях, моделируя показатели в реальном времени.
Олег Лисовский,
15.09.2015.
|
|
13
|
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ
Тема: Организация здравоохранения
Определена эффективность использования аускультативных симуляторов в ходе подготовки врачей-интернов. До начало обучения слушатели (n=200) не различали дыхательные шумы и тоны сердца в абсолютном большинстве наблюдений и выполняли диагностические ошибки. В завершении симуляционного курса 94% интернов уверенно выполнили задания и овладели навыками аускультации сердечных и дыхательных шумов, характерных для нормальных и патологических состояний.
Олег Лисовский,
14.09.2015.
|
|
14
|
Возможности виртуального симулятора EYESI в системе подготовки и повышения квалификации врачей-офтальмологов
Тема: Глазные болезни
До недавнего времени единственными средствами практической подготовки врача-офтальмолога были участие врача непосредственно в лечебном и диагностическом процессе и WETLAB. Однако все вышеназванное значительно увеличивает время на освоение процедур, а также имеет значительные ограничения в отработке навыков отдельных диагностических и хирургических манипуляций. Для отработки практических навыков интраокулярной микрохирургии и отработки навыков обратной офтальмоскопии в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы установлена виртуальная симуляционная система EYESI (VRmagic, Германия).
Людмила Хромова,
14.09.2015.
|
|
15
|
Устройство для контроля правильности выполнения непрямого массажа сердца
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Приводится краткое описание создаваемого нами устройства для контроля правильности действий при выполнении непрямого массажа сердца. Оно может использоваться как при оказании реанимационной помощи пациентам, так и при обучении студентов соответствующим практическим навыкам на простейших манекенах, не оснащенных системой подобного контроля.
Александр Шишкин,
14.09.2015.
|
|
16
|
ОБУЧЕНИЕ ИММУНОГЕМАТОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ МЕТОДИК
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Иммуногематология является одним из важнейших курсов в программе повышения квалификации врачей-трансфузиологов и врачей клинической лабораторной диагностики, выполняющих иммуногематологическое обследование доноров и реципиентов. Иммуногематологические исследования, обеспечивающие безопасность гемотрансфузий, регламентируются нормативными документами. В учебной лаборатории ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования им. Ф.И.Иноземцева» в рамках циклов ТУ «Клиническая иммуногематология» проводится обучение данным регламентированным методикам с использованием симуляционных технологий.
Алексей Сухомлин,
14.09.2015.
|
|
17
|
Устройство для визуализации кровеносных сосудов
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Предлагается устройство, облегчающее обнаружение периферических вен при осуществлении инъекций, инфузий и установке катетеров. Оно также может применяться для диагностики некоторых видов сосудистой патологии и решения других задач. Устройство может быть использовано, в том числе, для обучения студентов практическим навыкам по обнаружению вен (на добровольцах) при проведении практических занятий.
Александр Шишкин,
14.09.2015.
|
|
18
|
ВИРТУАЛЬНЫЙ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ
Тема: Фирмы, изделия, производство
Ещё одна отечественная разработка для объективизации системы педагогического контроля, как в процессе обучения, так и для итоговых аттестаций – система виртуального стандартизированного пациента "i-болит". Система снабжена механизмом голосового распознавания и представляет собой нечто среднее между погружением в сценарий общения с пациентом и тестом. Преимуществом её является сопровождение каждого сценария Листом экспертного контроля, который автоматически заполняется в ходе работы с ней экзаменуемого.
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
19
|
Биомоделирование в практике симуляционного центра. Опыт разработки и использования УЦИМТ ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Тема: Хирургия, лапароскопия
В данных тезисах рассмотрены проблемы и преимущества использования органов и органокомплексов лабораторных животных (свиней), имитирующих патологический процесс или новообразование (далее в тексте биомоделей), в практике симуляционного обучения. Проанализированы недостатки и преимущества использования данного типа тренажеров в процессе обучения специалистов хирургического профиля и смежных специальностей. Выявлены и обоснованы преимущества использования биомоделей для приобретения и закрепления мануальных навыков в миниинвазивной хирургии.
Ксения Петрова,
14.09.2015.
|
|
20
|
ТЬЮТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Вот уже третий год на базе ЦНПО УВК «Mentor Medicus» существует тьюторское движение. Тьютор - это студент-волонтер, который по морально-этическим мотивам готов нести ответственность за качественное и современное образование не только своё, но и тех, кто учиться рядом с ним. За свою деятельность тьюторы вознаграждаются неограниченным доступом к тренажерам центра под руководством преподавателей или сотрудников, а также у студентов появляется уникальная возможность - посещение множества тренингов, проводимых в центре. Тьюторы привлекаются как для проведения непосредственно тренингов, так и к ...
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
21
|
Мастер-классы по неотложной педиатрии: что общего с подготовкой к конкурсам по реанимационной помощи взрослым для студенческой Олимпиады с применением медицинской симуляции «Золотой МедСкилл»
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Опыт проведения симуляционного мастер-класса по неотложной педиатрии для участников Олимпиады "Золотой МедСкилл"-2015.
Мария Бородина,
14.09.2015.
|
|
22
|
Повышение валидности оценки практических навыков в симуляционном центре с помощью различных технологий расчёта итогового балла по оценочным листам
Тема: Менеджмент симуляционного центра
В ходе симуляционного обучения достаточно часто возникает необходимость оценки выполнения студентами практических навыков в численном виде, например, в процентах. Часто это осуществляется с помощью оценочных листов и одновременно оцениваются несколько навыков. Как вариант, для этой цели возможно проведение объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Тем не менее, выставить справедливую оценку всем студентам, даже с помощью объективного метода, может быть не так просто. Валидность оценки может быть повышена использованием различных технологий расчёта балла по оценочным листам.
Виктор Риклефс,
14.09.2015.
|
|
23
|
Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Потребность Российского здравоохранения в квалифицированных руководителях медицинских организаций определяет значительное расширение практической части подготовки специалистов для приобретения умений и формирования навыков принятия и реализации эффективных управленческих решений. Симуляционное обучение в управленческом образовании направлено на снижение влияния человеческого фактора и в большей степени связано с формированием т.н. «нетехнических навыков».
Елена Заславская,
14.09.2015.
|
|
24
|
СИСТЕМА «ТЕЛЕМЕНТОР» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
Тема: Фирмы, изделия, производство
Обеспечение компетентности является важным компонентом программы обеспечения качества медицинской помощи. Обучение, которое сопровождаются системой объективного педагогического контроля, позволяет существенно повышать уровень компетентности по разным направлениям деятельности. Работа этого направления невозможна без использования современных информационных технологий. Одно из таких сопровождений обеспечивает система «Телементор», которая может использоваться как в обучающем режиме, так и в экзаменационном при проведении аккредитации специалистов.
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
25
|
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» ПО РАЗДЕЛУ «КАРДИОЛОГИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИМУЛЯТОРА КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА HARVEY
Тема: Терапия
Введение. Диагностика основных заболеваний и патологических состояний сердечно-сосудистой системы у взрослого населения на основе владения пропедевтическими и инструментальными методами исследования является важнейшей профессиональной компетенцией студентов-медиков, освоивших раздел «Кардиология» дисциплины «Внутренние болезни». Основной задачей данного исследования стала оценка уровня практической подготовки студентов в ситуациях кардиологического стационара, сопровождающихся необходимостью продемонстрировать свои умения в условиях, максимально приближенных к реальным. Цель исследова...
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
26
|
ВОЗМОЖНОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Тема: Организация здравоохранения
Переход на систему аккредитации специалистов в Российской Федерации будет организован в т.ч. с использованием симуляционных технологий и методов современного медицинского образования. Реализация данного проекта поэтапна, а для формирования объективной оценки необходимо использовать различные инструменты.
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
27
|
НАСТОЯЩЕЕ ЗОЛОТО МЕДСКИЛЛА. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ СИМУЛЯЦИИ
Тема: Организация здравоохранения
В апреле 2015 года в Учебно-виртуальном комплексе «Mentor Medicus» Первого Московско-го государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова прошла Третья Всерос-сийская студенческая олимпиада по практической медицинской подготовке «Золотой Мед-Скилл». В этом году в олимпиаде приняли участие 52 команды – студенты 4-5 курсов, пред-ставлявшие ведущие вузы России, стран СНГ, Китая и Болгарии. Особенностью проведения этой олимпиады являлось применение симуляции в медицинском образовании. Смена пара-дигмы в медицинском образовании характеризуется внедрением симуляционных технологий в обу...
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
28
|
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННО-ТРЕНИНГОГО КУРСА ПО АКУШЕРСТВУ ДЛЯ ВРАЧЕЙ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ
Тема: Акушерство и гинекология
Введение. Последипломная подготовка врачей акушеров-гинекологов имеет большую значимость и актуальность в связи с сохраняющимся высоким уровнем материнской и перинатальной смертности, увеличением контингента женщин всех возрастных групп с различной генитальной и экстрагенитальной патологией. Все это диктует необходимость отработки практических навыков плановой и экстренной специализированной врачебной помощи в акушерстве и перинатологии с помощью виртуальных тренажеров-симуляторов, имитаторов пациента, компьютеризированных манекенов, интерактивных электронных платформ [1]. Симуляционно-тр...
Денис Грибков,
14.09.2015.
|
|
29
|
Особенности обучения методике комбинированной анестезии с помощью роботизированного симуляционного комплекса.
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Исследование посвящено анализу результатов традиционного и симуляционного обучения методике ингаляционной комбинированной анестезии. Приводятся данные об успеваемости ординаторов приобучении этой методике, полученные на основании авторских критериев успешности обучения. Обсуждаются особенности различных типов обучения и причины приоритетности избранных аспектов симуляционного треннинга. Подчеркивается важность учета существующей проблемы преемственности доклинического и клинического этапов приобретения врачебного опыта.
Евгений Скобелев,
14.09.2015.
|
|
30
|
СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ ВРАЧЕЙ -НЕОНАТОЛОГОВ НА МАНЕКЕНЕ С ДИСТАНЦИОННЫМ КОМПЬЮТЕРНОМ УПРАВЛЕНИЕМ
Тема: Педиатрия и неонатология
Авторами представлен опыт симуляционного обучения врачей – неонатологов с использованием робота-симулятора с дистанционным компьютерным управлением.
Алевтина Крюкова,
13.09.2015.
|
|
31
|
Роль симуляционных технологий в подготовке обучающихся к прохождению и последующей аттестации производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры»
Тема: Сестринское дело, уход
В статье раскрыто значение симуляционного обучения при подготовке обучающихся к прохождению производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры», а также в проведении аттестации по её итогам. Цель. Показать роль симуляционных технологий в подготовке обучающихся к прохождению и последующей аттестации производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры».
Елена Заславская,
13.09.2015.
|
|
32
|
Роль перинатального аудита в организации симуляционного обучения в УФО.
Тема: Организация здравоохранения
Набор курсантов симуляционного центра можно осуществлять по предварительным заявкам администрации лечебных учреждений и органов управления здравоохранением, но лучший результат дает выявление обучаемого контингента по итогам перинатального аудита. Важным действием по уменьшению перинатальных потерь может стать проверка уровня квалификации кадров и рекомендации по ее повышению в симуляционном центре. В обязательном порядке обучение должны пройти специалисты, на территории которых случилась материнская смертность, высокие показатели случаев near miss или перинатальной смертности.
Светлана Бычкова,
13.09.2015.
|
|
33
|
СИМУЛЯЦИОННЫЕ МОДУЛИ В ОБУЧЕНИИ И КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ОЦЕНКЕ ВРАЧЕЙ И СРЕДНИХ МЕДРАБОТНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕНТГЕНОЛОГИЯ»
Тема: Организация здравоохранения
Обсуждаются разработанные в ГБУЗ «НПЦ Медицинской Радиологи ДЗ Москвы» симуляционные технологии, используемые в процессе обучения и при итоговой оценке специалистов - врачей-рентгенологов и рентенолаборантов. В связи с предстоящим введением в практику аккредитации медицинских работников разработанная методика объективизации и индивидуальной оценки практических навыков и умений специалиста представляет особый интерес.
Алексей Петряйкин,
12.09.2015.
|
|
34
|
Обучение технике сердечно-легочной реанимации на лечебном факультете ОрГМУ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Современной технологией формирования практических навыков в медицинском образовании является симуляционные методы, которые позволяют моделировать клинические и иные ситуации в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке медицинской организации. Преимуществом симуляционных технологий является абсолютная безопасность для жизни пациента, деятельности студента, возможность индивидуального подхода к обучению и неограниченного повторения манипуляции до формирования устойчивого навыка.
Гульбану Жакупова,
12.09.2015.
|
|
35
|
Опыт проведения конкурса практических навыков при неотложных состояниях на базе кафедры-центра симуляционных технологий
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
В рамках «Фестиваля молодежной науки – 2015» (79-ой итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием) на базе кафедры-центра симуляционных технологий ГБОУ ВПО КрасГМУ им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава РФ впервые был проведен конкурс практических навыков «Неотложка» по оказанию экстренной и неотложной скорой медицинской помощи. Участниками конкурса стали студенты 4, 5, 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов, объединившиеся в 7 команд по 4 человека. Конкурс проводился в 2 этапа: теоретический и практический.
Елена Заславская,
12.09.2015.
|
|
36
|
Симуляционное обучение слушателей цикла профессиональной переподготовки по ультразвуковой диагностике
Тема: Диагностика инструментальная
Ультразвуковая диагностика - динамично развивающееся направление медицины, которое стало широко внедряться в медицинскую практику в 80-х годах прошлого века, и введено в реестр медицинских специальностей в 1995 году. За прошедшие 30 лет несравнимо вырос технический уровень приборов, разработано большое количество новых методик, значительно расширились области применения ультразвукового исследования (УЗИ), что требует от врачей дополнительных знаний, практических навыков и умений.
Елена Заславская,
12.09.2015.
|
|
37
|
СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Симуляционный тренинг усиливает интерес к предмету, формирует технические и психологические навыки, дает возможность научиться работать в команде. Командная работа обеспечивает высокую заинтересованность всех студентов группы в учебную деятельность, помогает получить собственный опыт, сделать выводы.
Ксения Данилова,
11.09.2015.
|
|
38
|
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНЕКЕН-ТРЕНАЖЕРА ЭКГ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Тема: Терапия
С целью отработки методики записи, расшифровки ЭКГ и объективизации оценки данного практического навыка на базе кафедры-центра симуляцонных технологий ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава РФ внедрен в работу манекен-тренажер 12 отведений ЭКГ (производство компании Лаердал).
Елена Таптыгина,
11.09.2015.
|
|
39
|
Комплект средств разработки программного обеспечения (СРПО) для формирования инновационных решений в среде симуляционных технологий в медицине
Тема: Организация здравоохранения
Современное развитие информационных технологий, мехатроники и робототехники позволяет создавать мощные средства дополненной виртуальной реальности, моделирующие реальные процессы и явления и позволяющие реализовать передовые методики обучения. Одним из актуальных направлений в этой области является разработка и внедрение в учебный процесс симуляционных технологий, например, тренажеров, для подготовки врачей-хирургов с различной специализацией. Однако, несмотря на очевидные преимущества, внедрению современных симуляционных технологий в медицинское образование и здравоохранение препятствует б...
Айкуш Назарян,
10.09.2015.
|
|
40
|
Роль обучения в международном виртуальном университета по эндохирургии №1 в мире.
Тема: Хирургия, лапароскопия
Внедрение малоинвазивных хирургических технологий является приоритетным направлением развития отечественного здравоохранения. Стационары России активно оснащаются эндовидеохирургическим оборудованием, работа с которым требует не только освоения новых мануальных навыков, но и изучения большого пласта теоретической информации. Материалы виртуального университета по эндохирургии №1 в мире Websurg.com, объединяющего опыт ведущих хирургов всего мира теперь доступны на русском языке, а возможность публикации материалов российских специалистов повысит влияние отечественной хирургии на мировой арене.
Валентин Рубанов,
10.09.2015.
|
|
41
|
Анализ ошибок проведения базового реанимационного пособия с использованием симуляционного оборудования
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Работа содержит подробный анализ ошибок, допускаемых врачами-интернами при проведении сердечно-лёгочной реанимации на занятии с использованием симуляционного оборудования
Екатерина Авраменко ,
10.09.2015.
|
|
42
|
Аттестация обучающихся по методике "стандартизованный пациент"
Тема: Стандартизированный пациент
Тезисы посвящены обучению и аттестации студентов старших курсов по методике "стандартизованный пациент"
Ольга Новикова,
10.09.2015.
|
|
43
|
«МЕСТО И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ МО РФ»
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Выработка у анестезиологов-реаниматологов умения действовать с редких или критических ситуациях является важным условием повышения безопасности пациентов. Симуляционные технологии позволяют развивать и оценивать наличие у специалистов нетехнических навыков. В настоящее время симуляционные технологии в учебном процессе ВМедА применяются в рамках первичной подготовки интернов, ординаторов как обязательный компонент учебных модулей программ, часть практической части промежуточных и итоговых экзаменов; в программах циклов последипломного обучения врачей анестезиологов МО РФ и гражданских врачей.
Александр Андреенко,
09.09.2015.
|
|
44
|
«ПРИМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (ОСКЭ) ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ В ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. С.М.КИРОВА»
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Для обеспечения высокого уровня практической подготовки медицинских специалистов необходимо применение объективных инструментов оценки компетенций медицинских специалистов. традиционная система оценки с помощью устных экзаменов и письменных (компьютерных) тестов не позволяет оценить умение выпускников МедВУЗов применять свои знания.На кафедре анестезиологии и реаниматологии ВМедА ОСКЭ введен в систему аттестации с 2015 года и применяется в рамках промежуточного (ежегодные курсовые экзамены в ординатуре, полугодовые экзамены в интернатуре) и итогового (суммативного) контроля.
Александр Андреенко,
09.09.2015.
|
|
45
|
Реализация рабочей программы: " Оперативные пособия при родах через естественные родовые пути" на базе учебно-производственного центра симуляционного обучения
Тема: Акушерство и гинекология
Неуклонный рост частоты родоразрешения путем операции «кесарево сечение» на определенном этапе ведет к повышению материнской заболеваемости и смертности, а так же к значимому снижению репродуктивного потенциала населения в целом. Низкая частота оперативных родов через естественные родовые пути в нашей стране (акушерские щипцы - 1,3% и вакуум-экстракция - 0,004%) связана с мнением о высокой частоте травматизма, как для матери, так и для плода (Петрухин В.А., 2006), тогда как частота кесарева сечения достигает в некоторых акушерских стационарах 30–40% и более. Применение методов вагинального ...
Вячеслав Соловьев,
09.09.2015.
|
|
46
|
Опыт обучения среднего медицинского персонала перинатальных центров
Тема: Акушерство и гинекология
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. №885-р и поддержке Министерства здравоохранения России на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова в октябре 2011 г. был открыт симуляционно-тренинговый центр (СТЦ) в рамках осуществления мер, направленных на реализацию Мускокской инициативы по охране здоровья матерей, новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, одобренной на саммите «Группы восьми» G8.
Елена Заславская,
07.09.2015.
|
|
47
|
«СОВРЕМЕННЫЕ СИМУЛЯТОРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»
Тема: Сестринское дело, уход
Подготовка медицинских специалистов со средним профессиональным образованием в РФ осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных приказами Минобрнауки № 502 от 12.05.14, № 514 от 12.05.14, № 969 от 11.08.14.
Елена Заславская,
07.09.2015.
|
|
48
|
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ЭНДОСКОПИИ
Тема: Сестринское дело, уход
Введение. Происходящие изменения в медицине, связанные с ее глубокой модернизацией, диктуют необходимость не только качественной подготовки молодых специалистов, но и постоянного обновления профессиональных навыков уже работающих специалистов, освоения ими новых профессиональных знаний в смежных областях и дополнительных специализаций. В 2014 году в Российской Федерации, по инициативе Д.А.Медведева, был применен на практике пилотный проект непрерывного медицинского образования.
Елена Заславская,
07.09.2015.
|
|
49
|
"Информационное сопровождение деятельности симуляционных центров"
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Виртуальные технологии всё увереннее внедряются в различные сферы деятельности человека. Не является исключением и отечественная медицина, которая благодаря новым технологиям получила мощный импульс развития. Одним из молодых, но уже зарекомендовавших себя направлений здравоохранения является симуляционное обучение.
Юрий Логвинов,
07.09.2015.
|
|
50
|
Симулятор ULTRASIM как инновационный подход в обучении методике ультразвукового исследования внечерепных отделов брахиоцефальных артерий.
Тема: Диагностика инструментальная
Симулятор ULTRASIM представляет собой значительный, инновационный прорыв в обучении методикам ультразвуковых исследований , в частности в ультразвуковом исследовании внечерепных отделов брахиоцефальных артерий. Симулятор позволяет обучающимся получать ультразвуковое изображение на экране монитора в режиме реального времени, отрабатывая навыки проведения исследования на специальном манекене. После практики на симуляторе в реальной клинической практике действия учащихся будут быстрее и эффективней.
Юрий Логвинов,
07.09.2015.
|
|
51
|
Возможности применения симуляционных технологий в отохирургии.
Тема: ЛОР-болезни
Достижения медицинской науки последних лет, появление симуляционных технологий, позволяют оптимизировать методы обучения и специализированною подготовку в оториноларингологии. В настоящее время инновационным виртуальным симулятором ЛОР хирургии и в частности хирургии уха, является симулятор Voxel-Man ENT (Voxel-Man Tempo).
Юрий Логвинов,
07.09.2015.
|
|
52
|
СТАНДАРТИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ БАЗОВОЙ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Введение. Проведение базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР) является одним из основных практических навыков не только для студентов медицинских вузов, но и врачей, и профессорско-преподавательского состава. Однако, большинство студентов и врачей не владеют данным навыком в должной мере. Цель. Проанализировать первичные результаты эффективности внедрения единого стандарта преподавания студентам алгоритма БСЛР.
Елена Таптыгина,
07.09.2015.
|
|
53
|
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА ОРГМУ
Тема: Сестринское дело, уход
С 2012 года конкурс профессионального мастерства среди студентов 3 курса специальности «лечебное дело» проводится на базе симуляционного центра ОрГМУ. Проведение конкурса на базе Центра, в условиях максимально приближенных к больничным делает данное мероприятия более реалистичным. Учебное симуляционное оборудование с системой электронного контроля, оценочные листы позволяют полностью избежать судейской субъективности в процессе оценивания манипуляционной техники.
Юлия Юдаева ,
06.09.2015.
|
|
54
|
ЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ АКУШЕРОВ – ГИНЕКОЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема: Акушерство и гинекология
В рамках циклов повышения квалификации «Гистероскопия с резектоскопией» и «Оперативная гинекология» проводится обучение акушеров-гинекологов на базе кафедры-центра симуляционных технологий сотрудниками кафедры оперативной гинекологии Института последипломного образования ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России. Обучение навыкам диагностической и оперативной гистероскопии проводится в три этапа. На первом этапе курсанты обучаются технике диагностической гистероскопии при помощи стационарных тренажеров по гистероскопии EVE II по LYRA, офисных (гибких и жестких) гист...
Елена Таптыгина,
04.09.2015.
|
|
55
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО КОМПЛЕКСА VIMEDIX ДЛЯ ТРЕНИНГА ВРАЧЕЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Тема: Менеджмент симуляционного центра
На основе технических возможностей симуляционного комплекса VIMEDIX разработан обучающий модуль с комплексом симуляционных заданий, целью которых является освоение и совершенствование базовых моторных навыков у врачей ультразвуковой и функциональной диагностики и кардиологов, занимающихся эхокардиографией.
Юрий Логвинов,
03.09.2015.
|
|
56
|
Опыт использования симуляционного тренинга "Операция заменного переливания крови", как одного из видов симуляционного обучения студентов на кафедре неонатологии и перинатологии
Тема: Педиатрия и неонатология
В современной неонатологии существуют экстренные ситуации, в которых быстрое принятие решения и точное выполнение манипуляций не только спасает новорожденного, но и влияет на качество его дальнейшей жизни. Одним из таких состояний является билирубиновая интоксикация. Показать группе студентов операцию заменного переливания крови, тем более дать возможность выполнить эту процедуру каждому студенту не представляется возможным. Занятие в симуляционном центре позволяет отработать навык выполнения операции в условиях максимально приближенных к действительности и без риска для пациента.
Роман Буланов,
03.09.2015.
|
|
57
|
Школа эндоваскулярной хирургии в Медицинской симуляционном центре Боткинской больницы
Тема: Хирургия, лапароскопия
Актуальность практической подготовки специалистов, применяющих в своей профессиональной деятельности инновационные методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний заключается в быстроразвивающемся характере рентгенэндоваскулярной хирургии. Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы разработана комплексная программа практической подготовки специалистов с использованием гибридного тренажерного комплекса рентгеноваскулярных процедур ЭНСИМ-ЭГ, компьютерного симулятора для развития и отработки навыков эндоваскулярных вмешательств ANGIO MENTOR Express. Основная задача, к...
Людмила Хромова,
03.09.2015.
|
|
58
|
Тренинг по диагностической и лечебной артроскопии
Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
Преимуществами диагностической артроскопии в медицине являются минимальная инвазивность и высокая достоверность, что достигается за счет использования оптических инструментов. В Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы осуществляется профессиональная подготовка врачей различных специальностей по дополнительным профессиональным программам с использованием симуляционных технологий. Качество практической подготовки специалистов достигается путем использования в учебном процессе виртуальных симуляторов, манекенов, тренажеров для отработки артроскопических навыков врачей в реалист...
Людмила Хромова,
03.09.2015.
|
|
59
|
ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-УРОЛОГОВ
Тема: Урология
Подготовка специалистов, эффективно применяющих в своей профессиональной деятельности эндоскопические методы, вносит значительный вклад в повышение эффективности и качества медицинской помощи больным урологического профиля.
Людмила Хромова,
03.09.2015.
|
|
60
|
Программно-аппаратный комплекс по управлению Медицинским симуляционным центром Боткинской больницы «Learning Space»
Тема: Менеджмент симуляционного центра
При проведении симуляционного обучения важную роль играет оптимизация самого процесса получения профессиональных навыков и комплексная оценка действий обучаемого. Программно-аппаратный комплекс управления и менеджмента симуляционного центра «Learning Space» позволяет в полной мере решить эти задачи, объединяя учебные программы с использованием роботов-симуляторов, тренажеры для отработки отдельных навыков и стандартизированных пациентов, обеспечивая возможность выполнения различного рода всевозможных заданий.
Юрий Логвинов,
02.09.2015.
|
|
61
|
Оптимизация методов обучения, специализированной подготовки и повышения квалификации в оториноларингологии.
Тема: ЛОР-болезни
Реформирование высшего медицинского образования и последипломного обучения предполагает мотивационный стимул обучения, внедрение форм организации и контроля образования, которые позволят специалисту стать квалифицированным и иметь возможность постоянно повышать свой профессиональный рост.
Юрий Логвинов,
02.09.2015.
|
|
62
|
Влияние компьютерных технологий на симуляционное обучение в медицине.
Тема: Официальные документы
В современном мире компьютерные технологии уверенно входят в жизнь каждого из нас, исключением не стало и симуляционное обучение врачей специалистов. До появление компьютерной техники обучение врачей специалистов необходимым навыкам происходило непосредственно в процессе работы, что сильно замедляло процесс обучения- начинающие врачи еще не обладали необходимыми навыками выработанными практикой. В некоторых областях медицины молодые специалисты допускались к самостоятельной работе только после долгого периода работы в качестве третьего или второго ассистента, более опытного врача.
Юрий Логвинов,
02.09.2015.
|
|
63
|
Использование основных органов чувств в симуляционном обучении.
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Развитие симуляционного обучения в медицине с каждым днем идет всё быстрее. Симуляционное обучение становится всё более реалистичным и приближенным к реальной практической деятельности врачей.
Юрий Логвинов,
02.09.2015.
|
|
64
|
Обучающие модули индивидуального и бригадного использования виртуального симулятора Mimic в робот-ассистированной хирургии
Тема: Хирургия, лапароскопия
Современная оценка квалификации хирурга невозможна без определения практических навыков и умений специалиста. Это относится как к персональным навыкам выполнения хирургических вмешательств, так и к оценке умения работать в команде «хирург-оператор – хирург-ассистент». Начальным этапом внедрения в медицинское образование виртуальных симуляторов является использование их в процессе обучения (симуляционного тренинга) для отработки профессиональных умений и навыков.
Юрий Логвинов,
02.09.2015.
|
|
65
|
Симуляционное обучение как предиктор квалификационной оценки при аккредитации специалиста
Тема: Организация здравоохранения
Принятые решения Министерства здравоохранения России по проведению с 01.01.2016 г. аккредитации медицинских работников требуют подготовки аккредитационных образовательных программ, ориентированных на проверку удовлетворения специалистом требований к результату решения конкретной квалификационной задачи. Проведенные некоторыми учеными исследования утверждают, что для прогнозирования успешности в профессиональном высшем образовании совершенно недостаточно таких обычных предикторов, как итоговое или вступительное тестирование и «школьные» оценки.
Юрий Логвинов,
01.09.2015.
|
|
66
|
Симуляционный курс Национального совета по реанимации "Расширенные реанимационные мероприятия"
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Национальный совет по реанимации является официальным представителем Европейского совета по реанимации на территории РФ. С 2004 г. сертифицированные преподаватели проводят курсы по базовой реанимации и автоматической наружной дефибрилляции для провайдеров и инструкторов в различным регионах страны, а с 2014 г. - курсы по расширенным реанимационным мероприятиям (Advanced Life Support, ALS), аналогов которым в РФ нет. В апреле 2015 г. преподавателями НСР совместно с инструкторами Европейского совета по реанимации было проведено 2 курса по расширенной реанимации и подготовлена команда рос
Артем Кузовлев,
28.08.2015.
|
|
67
|
Анализ возможностей организации симуляционного обучения в нейрохирургии в условиях дефицита материальных ресурсов
Тема: Нейрохирургия
Организация симуляционного обучения является весьма затратной. Необходимыми элементами является наличие помещения, инструментария, симуляционных моделей, а также оплата труда преподавателя. В сложных экономических условиях актуальной является оптимизация затрат на обучение при условии достижения необходимого уровня профессиональной компетентности.
Дмитрий Закондырин,
28.08.2015.
|
|
68
|
Анализ мнения профессионального медицинского сообщества о целях и возможностях симуляционного обучения в нейрохирургии
Тема: Нейрохирургия
Симуляционное обучение постепенно становится неотъемлимой частью практической подготовки врачей, в особенности хирургов. Задачей данного исследования было изучение мнения практикующих врачей, занимающихся оказанием нейрохирургической помощи, о целях и возможностях симуляционного обучения в практической подготовке по специальности «нейрохирургия».
Дмитрий Закондырин,
28.08.2015.
|
|
69
|
Перспективы симуляционного обучение в травматологии и ортопедии
Тема: Травматология, ортопедия, артроскопия
В работе представлены перспективные направления в симуляционном обучении чрескостному остеосинтезу в РНЦ «ВТО» имени академика Г.А. Илизарова. Одним из направлений является разработка и применение электронного тренажера для чрескостного остеосинтез, позволяющего отрабатывать навыки безопасного и рационального проведения фиксирующих чрескостных элементов.
Юрий Солдатов ,
28.08.2015.
|
|
70
|
Проблемы повышения эффективности комплексных тренингов при обучении врачей и пути их решения
Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Представлены проблемы при проведении комплексных тренингов и возможные пути их решения для повышения эффективности симуляционного обучения врачей на последипломном пространстве
Ирина Долгина,
27.08.2015.
|
|
71
|
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЯХ КАСАЮЩИХСЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
В данной статье уделено особое внимание подготовке среднего медицинского персонала с использованием современных методик построения практического занятия – метода симуляционного обучения и его влиянию на качества медицинского образования.
Евгения Потехина,
27.08.2015.
|
|
72
|
Оптимизация обучения практическим навыкам в акушерстве и гинекологии при отсутствии Симуляционного центра
Тема: Акушерство и гинекология
Представлена система обучения практическим навыкам с помощью акушерских и гинекологических тренажеров, фантомов симуляторов, не имеющих программного сопровождения, что потребовало разработки системы с предварительным этапом электронного внеаудиторного обучения с помощью системы Moodle и использования при симуляционном обучении ситуационных задач и ролевых игр. В результате повысилась эффективность обучения навыкам проведения не только технологии, но и обоснование применения ее на практике. Для повышения мотивации обучения ведется электронный журнал контроля знаний на платформе.
Валентина Гурьева,
27.08.2015.
|
|
73
|
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
В настоящее время симуляционный тренинг является одним из компонентов подготовки специалистов на всех этапах обучения, как додипломном, так и последипломном, как для врачей, так и для других групп обучающихся. Широкое внедрение симуляционного обучения в процесс подготовки и аттестации врачей анестезиологов-реаниматологов набирает обороты и в РФ.
Юрий Логвинов,
27.08.2015.
|
|
74
|
Опыт организации и проведения объективного структурированного клинического экзамена для оценки результатов освоения дополнительных профессиональных программ
Тема: Сестринское дело, уход
Авторы тезисов представили опыт проведения объективного структурированного клинического экзамена при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием. Рассмотрены этапы подготовки к экзамену, разработки его организационной структуры, особенности создания экзаменационных материалов.
Людмила Ноздрякова,
23.08.2015.
|
|
75
|
Использование 3D технологий в медицине
Тема: Фирмы, изделия, производство
Во всем мире технология 3D моделирования активно применяется не только лечащими врачами для моделирования и планирования оперативного лечения, но и в качестве обучения студентов и ординаторов.
Анастасия Филиппова,
21.08.2015.
|
|
76
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Крупные российские промышленные предприятия предъявляют серьезные требования к объему и качеству теоретических знаний и практических навыков сотрудников своей медицинской службы. Проведение конкурсов профессионального мастерства позволяет: выявить «лучшего по профессии»; составить программы дальнейшего обучения сотрудников предприятия; продемонстрировать возможности симуляционных технологий для оценки качества подготовки специалистов; расширить клиентскую базу симуляционных центров.
Евгений Рипп,
21.08.2015.
|
|
77
|
Симуляционное обучения как образовательная стратегия последипломной подготовки сестринского персонала
Тема: Сестринское дело, уход
С 2011 года педагогическим коллективом Республиканский центр повышения квалификации специалистов здравоохранения г. Ижевска поэтапно внедряется симуляционное обучение. Для организации симуляционного обучения кабинеты доклинической практики были преобразованы в палату новорожденных, родовую палату, палату интенсивной терапии, процедурный кабинет и т.д. Созданные организационно-педагогические условия позволяют нам моделировать профессиональные ситуации на циклах по специальностям «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в терапии», «Скорая и неотложная помощь», «Акушерское дело».
Наталья Якимова,
20.08.2015.
|
|
78
|
Критический инцидент, как основа для создания сценария в симуляционном обучении.
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Реальный критический инцидент можно использовать для создания сценария с детальным разбором всех совершенных ошибок и поиском скрытых недостатков организации для обучения специалистов и предотвращения последующих неблагоприятных исходов в практической деятельности. При этом необходим не классический, а жёсткий дебрифинг, поскольку к подходу: «молодец, но можно было сделать лучше», к сожалению, мы не ещё готовы. Использование ошибок, как сильного "якоря" в андрагогике работает также хорошо, как и поощрение в педагогике. Однако важное условие - соблюдение принципа "ненаказуемости" участников.
Зульфия Зарипова,
19.08.2015.
|
|
79
|
«Центр профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации врачей» Оренбургского государственного медицинского университета
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Центр профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации врачей» ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России создан в сентябре 2012 года. Основная цель Центра – формирование и оценка профессиональных компетенций без риска для пациентов
Юлия Юдаева ,
19.08.2015.
|
|
80
|
СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ «СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ НА ПОЗДНИХ СРОКАХ БЕРЕМЕННОСТИ»
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Организация и проведение симуляционного тренинга «СЛР у женщин на поздних сроках беременности» имеет важные особенности (отличия) от обучения реанимации по базовым протоколам. В статье описаны условия эффективного тренинга, формируемые технические и нетехнические навыки курсантов, разработанные в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами BLS (Basic Life Support) и ACLS (Advanced Cardiovascular Life Support) 2010 года.
Евгений Рипп,
14.08.2015.
|
|
81
|
ВЛИЯНИЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГА «DIFFICULT AIRWAY MANAGEMENT» НА УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ И НЕТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Трудности при обеспечении проходимости дыхательных путей, особенно в случае «Cannot Mask-Ventilate / Cannot Intubate», требуют быстрого принятия решения и являются одним из основных источников стресса и тревоги у анестезиологов. Симуляционный тренинг «Difficult Airway Management» сокращает время принятия решения и общую длительность манипуляции, увеличивает частоту применения альтернативных методов обеспечения проходимости дыхательных путей и снижает уровень тревоги анестезиологов.
Евгений Рипп,
14.08.2015.
|
|
82
|
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ
Тема: Менеджмент симуляционного центра
На базе клиники БГМУ создан и функционирует симуляционный центр. Также действует мультимедийный комплекс, который позволяет вести прямые трансляции с двусторонней связью из операционных в лекционный зал и учебные комнаты. Подобный вариант проведения занятий позволяет снять избыточную нагрузку, связанную с посещением курсантами операционного отделения, и в то же время сохраняет «живой» контакт обучающихся с оперирующим хирургом.
Константин Завьялов,
11.08.2015.
|
|
83
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Тема: Стандартизированный пациент
В статье представлен опыт работы коллектива Новосибирского медицинского колледжа по использованию метода симуляционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделено методике этапного тренинга и совершенствованию практического опыта и умений при оказании медицинской помощи. На основании анализа проведенного симуляционного тренинга выявлена возможность использования «гибридной симуляции» и симуляционная методика «стандартизированный пациент» как основы формирования психологической и моторной готовности обучаемого к работе с будущим пациентом.
Вера Кононова ,
11.08.2015.
|
|
84
|
Наш опыт обучения студентов в центре медицинского моделирования.
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Представлен опыт работы в центре медицинского моделирования ИМЭиФК УлГУ по обучению студентов. Авторы: 1.Четин Михаил Владимирович — заслуженный работник здравоохранения Ульяновской области,детский хирург и эндоскопист высшей категории,старший преподаватель кафедры Педитрия ИМЭиФК УлГУ. e-mail: mchet60@mail.ru тел +79276309758 2.Кусельман Алексей Исаевич — профессор, заведующий кафедры Педитрия ИМЭиФК УлГУ. 3. Гноевых Виталий Викторович — кандидат медицинских наук,доцент кафедры общей и оперативной хирургии,директор центра
Михаил Четин,
09.08.2015.
|
|
85
|
Подготовка стоматологов к оказанию экстренной медицинской помощи детям в Учебной виртуальной клинике и "in situ"
Тема: Стоматология
В современной стоматологической практике развитие состояний требующих оказания экстренной медицинской помощи является далеко не редким явлением, однако в системе последипломной подготовки специалистов этим вопросам уделяется недостаточно времени. В УВК ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с 2015 года проводятся курсы для стоматологов "Экстренная медицинская помощь" направленные на подготовку специалистов командной работе при оказании помощи детям и взрослым. Заключительным этапом подготовки является обучение на рабочем месте - "in situ"
Александр Чурсин ,
03.08.2015.
|
|
86
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ СЕРДЕЧНО - ЛЁГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ НАРУЖНОЙ ДЕФИБРИЛЛЯЦИИ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Симуляционное обучение является новой формой, требует индивидуального подхода при проведении занятий, т.к. у обучающихся возникают волнение, чувство страха, неуверенности в своих знаниях. Эти факторы влияют на конечный результат обучения. Остановка сердца является критической ситуацией не только для пациента, но и для врача, оказывающего помощь. Успех реанимации зависит от многих факторов: квалификации и характерологических особенностей врача, его знаний алгоритма проведения сердечно-лёгочной реанимации (СЛР), умения качественно проводить компрессии грудной клетки и искусственное дыхание.
Светлана Перепелица,
30.07.2015.
|
|
87
|
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ОРДИНАТОРОВ, ВРАЧЕЙ ПО ПРОЕКТУ "ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ ХИРУРГИИ"
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Наряду с проводимой модернизацией здравоохранения, необходимо повышение квалификации врачей, обретение ими знаний, умений и навыков использования современных медицинских технологий. Для решения этой проблемы был создан международный образовательный российско-польский проект «Золотой стандарт хирургии», который осуществлялся в рамках Программы приграничного сотрудничества Литва - Польша – Россия
Светлана Перепелица,
29.07.2015.
|
|
88
|
Симуляционное обучение в практике "Скорой помощи" в аспекте психологической совместимости бригады
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Дается краткая характеристика симуляционного отдела УЦППОВ. Описывается практическая часть образовательной программы "Критическая медицина в мультимодальных условиях" для специалистов первичного звена в условиях работы со сценариями робота-симулятора айСтен в "неформальных" и "формальных" группах. Pабота каждого курсанта в однотипно повторяющихся ситуациях, но в различных психосоциальных условиях, позволяет оценить коммуникативные способности каждого обучающегося. Практические навыки курсантов оцениваются по шкале OSATS.
Раиса Павлова,
29.07.2015.
|
|
89
|
Роль учебно - симуляционного центра в подготовке акушеров - гинекологов в современных условиях.
Тема: Акушерство и гинекология
В современных условиях теоретическая подготовка врачей должна сочетаться с широким набором симуляционных образовательных методов, соответствующих международным требованиям. Для решения этих задач в ФГБУ «РНИИАП» Минздрава России проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей акушеров - гинекологов на тему "Клиническое акушерство".За время работы центра прошли обучение 345 акушеров – гинекологов из 14 регионов ЮФО и СКФО. Анализ эффективности обучения показал, что значительная часть обучающихся улучшила результаты выполнения заданий модуля базовых навыков в среднем в 2,4 раза.
Людмила Каушанская,
29.07.2015.
|
|
90
|
Навыки общения в клинической практике: возможности и необходимость обучения на вузовском этапе
Тема: Стандартизированный пациент
Внедрение целенаправленного проекта симуляционного обучения базовым навыкам профессионального общения в медицине помогла бы студентам разрешить проблемы общения, которые возникают у них при решении клинических задач во время взаимодействия с пациентами на учебной и производственной практике. Реализация такого проекта возможна с участием специально подготовленных лиц – симулированных пациентов. Впоследствии навыки общения можно интегрировать в аттестацию с использованием методики «Стандартизированный пациент».
Денис Грибков,
27.07.2015.
|
|
91
|
Респираторная поддержка новорожденных. Опыт обучения в симуляционном центре.
Тема: Педиатрия и неонатология
Респираторная поддержка у новорожденных является одной из самых востребованных и сложных тем в составе цикла по неонатологии. Целью занятий является формирование базовых знаний и умений у врача, основанных на современной классификации режимов традиционной ИВЛ, представлениях об обмене газов при том или ином виде дыхательных нарушений, принципах и тактике терапии препаратами сурфактанта у новорожденных, особенностях проведения ИВЛ у детей с ОНМТ и ЭНМТ.
Наталия Шилова,
21.07.2015.
|
|
92
|
Возможности аттестации студентов специальности «Лечебное дело» по разделу «Акушерство» с применением симуляции
Тема: Акушерство и гинекология
Подготовка студентов-медиков старших курсов по разделу «Акушерство» имеет актуальность, так как дисциплина входит в учебный план и по ней предполагается производственная практика, где студенты должны общаться с беременной женщиной и участвовать в оказании ей медицинской помощи. Для определения готовности к таким ситуациям в рамках производственной практики была использована гибридная симуляция. Основной задачей испытания в виде симуляции являлось предоставление возможности студенту-практиканту продемонстрировать свои практические навыки самостоятельной работы.
Денис Грибков,
20.07.2015.
|
|
93
|
СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ТРЕНИНГ «IN SITU». АНАЛИЗ ОШИБОК
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Проводимые соревнования по экстренной медицине являются тренингом «in situ» для бригад экстренного реагирования. Для преподавателей кафедры скорой медицинской помощи и Учебной виртуальной клиники результатом проведения таких мероприятий является возможность сбора уникального материала и анализа допущенных ошибок участниками состязаний. Анализ ошибок позволяет корректировать учебные программы симуляционного обучения по предмету "Экстренная медицинская помощь".
Александр Чурсин ,
15.07.2015.
|
|
94
|
Симуляционное обучение врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в стационарах акушерско-гинекологического профиля.
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Оценена эффективность симуляционного обучения 179 анестезиологов-реаниматологов, работающих в стационарах акушерско-гинекологического профиля, прошедших циклы повышения квалификации в симуляционно-тренинговом центре. При помощи тест-карты проводился анализ самооценки врачей по выполнению практических навыков до и после цикла. Качество их выполнения оценивалось при помощи манекена-тренажера «Оживленная Анна». Анализ результатов показал достоверное улучшение качества выполнения реанимационных мероприятий и повышение уровня самооценки после симуляционного обучения.
Елена Рокотянская,
10.07.2015.
|
|
95
|
Оценка эффективности симуляционного обучения базовым сестринским навыкам студентов 2-го курса Медицинского института Российского университета дружбы народов
Тема: Сестринское дело, уход
В тезисах изложены принципы организации симуляционного обучения базовым сестринским навыкам студентов младших курсов Медицинского института Российского университета дружбы народов. Описана методика и структура практических занятий, способы оценки эффективности симуляционного обучения, проведен анализ итогов симуляционных занятий.
Жанна Тигай ,
08.07.2015.
|
|
96
|
Опыт организации и проведения симуляционного обучения студентов медицинского института Российского университета дружбы народов.
Тема: Менеджмент симуляционного центра
Введение нового ФГОС с вектором образовательной парадигмы на формирование профессиональных компетенций определяет наличие обучающего симуляционного курса в структуре основных профессиональных образовательных программ по всем медицинским специальностям и регламентирует порядок допуска студентов к прохождению практики в медицинских учреждениях. Обучение студентов с использованием симуляции начинается уже на первом курсе, согласно программе летней производственной практики. Проведение симуляционных тренингов способствует усилению профессиональной подготовки и расширяет возможности студентов.
Жанна Тигай ,
08.07.2015.
|
|
97
|
СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНЕ КАК ЭТАП СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Проведение соревнований по экстренной медицинской помощи среди служб экстренного реагирования является этапом симуляционного обучения и может рассматриваться как тренинг "in situ".
Александр Чурсин ,
29.06.2015.
|
|
98
|
Обучение аускультации лёгких с использованием симуляционных технологий
Тема: Терапия
Аннотация. Для обучения студентов аускультации лёгких на кафедре пропедевтики внутренних болезней ВГМА им. Н.Н.Бурденко используются простейшие муляжи и тренажеры, которые способны предоставить реальную клиническую ситуацию и выполнение практического навыка, аускультация легких. Анализ итогов симуляционных занятий показывает, что студенты, освоившие физикальные методы обследования пациентов на базе Центра практических навыков с применением тренажёров, значительно быстрее и увереннее переходят к методам физикального обследования на пациенте.
Елизавета Евстратова,
16.06.2015.
|
|
99
|
Оптимизация программ симуляционного обучения медперсонала в соответствие со спецификой правовых и этических аспектов оказания экстренной медицинской помощи
Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
В связи с необходимостью соответствия действующему законодательству, сотрудниками кафедры «Скорой медицинской помощи» ИДПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко был создан курс повышения квалификации для врачей всех специальностей на тему «Экстренная медицинская помощь», включающий в себя решение ситуационных задач с акцентом на юридические и этические аспекты оказания экстренной медицинской помощи.
Александр Чурсин ,
27.05.2015.
|
|
100
|
СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК МЕТОД МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНЕ
Тема: Хирургия, лапароскопия
В тезисах отражена методика проведения студенческого конкурса с использованием симуляционных технологий,проведение которого значительно повышает мотивацию изучения медицинских дисциплин и освоения практических навыков.
Евгений Ефимов,
08.05.2015.
|
|
101
|
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКИМ НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: 5 ЛЕТ ОПЫТА
Тема: Хирургия, лапароскопия
Авторы излагают 5 летний опыт проведения обучения хирургическим навыкам у студентов 1-3 курсов медицинского университета. Изложены организация обучения,критерии оценки,методы проведения экзамена и мотивационная деятельность.
Евгений Ефимов,
07.05.2015.
|
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.