Автор(ы): Найговзина Н.Б., Зимина Э.В.
Город: Москва
Учреждение: Федеральный центр подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова
Результаты
Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения должно быть основано на системном подходе при выборе соответствующей методики в зависимости от цели.
Реализация основных направлений развития Российского здравоохранения предъявляет особые требования к уровню компетентности административно-управленческого персонала медицинских организаций. Компетентность руководителя современной медицинской организации складывается не только из управленческого профессионализма, но из понимания специфических особенностей среды здравоохранения и знания требований как пациента, так и заинтересованных лиц в обеспечении качества медицинской помощи, а также из социальной зрелости и личной его ответственности. Область компетентности специалиста является продуктом профессионального стандарта, где четко определены трудовые функции и трудовые действия.
В соответствии с профессиональным стандартом программы подготовки управленческих кадров для сферы здравоохранения включают помимо совершенствования знаниевого компонента, значительное расширение практической части для приобретения умений и формирования навыков принятия и реализации эффективных управленческих решений. В современном управленческом образовании при обучении практическим навыкам целесообразно способствовать развитию симуляционных технологий, которые должны обеспечивать формирование надлежащих компетенций руководителя медицинской организации. Симуляционное обучение в подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения предоставляет возможность использования ситуационных задач и моделей профессиональной деятельности для индивидуального формирования навыка конкретных трудовых действий. Т.о. симуляционное обучение в управленческом образовании направлено на снижение негативного влияния человеческого фактора и в большей степени связано с формированием т.н. «нетехнических навыков» эффективного руководителя.
Компетентность это комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, обеспечивающий способность и готовность к конкретной профессиональной деятельности. Целью симуляционного обучения управленческих кадров в здравоохранении является формирование конкретных компетенций, направленных на минимизацию влияния человеческого фактора при принятия оптимального управленческого решения. Т.о. симуляция в управленческом образовании для сферы здравоохранения – это современная технология обучения и оценки практических знаний, навыков, и умений, основанная на использовании компьютерных моделей процессов деятельности руководителя медицинской организации, максимально приближенной к условиям принятия управленческих решений, имитации коммуникационного взаимодействия в конкретной ситуации для реализации управленческих решений.
Рассматривая две зарубежные классификации симуляционных методик, рекомендуемые для использования при подготовке врачей клинических специальностей Российским обществом симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД, можно с уверенностью утверждать о возможности их включения в программы подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в области управления и организации здравоохранения, как «постклинической» специальности.
К примеру, классификация Дэвид Габа (David Gaba) - проф. Стэнфордского университета на основе используемых технологий, м.б. применена почти в полном объеме:
• Вербальные (ролевые) игры
• Стандартизованные пациенты (актеры)
• Тренажеры навыков (виртуальные модели)
• Пациенты на экране (видеофильмы).
За исключением (из-за технической сложности и высокой стоимости их создания):
• Электронные пациенты (манекены в симитированной обстановке больницы).
C определенными ограничениями может применяться и типология симуляционных методик (2007г.) Гильома Алинье (Guillaume Alinier):
0. Письменные симуляции – ситуационные управленческие задачи
1. Низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры навыков – низкореалистичные (упрощенные) компьтерные модели
2. Изделия с «экраном» - компьютерные тестовые задания, ситуационные задачи, видеофильмы и т.п.
3. Стандартизованные пациенты и ролевые игры – см.выше.
Однако в настоящее время не имеется достаточно возможностей для разработки и эффективного использования в управленческом образовании таких техник, как:
4. Манекены среднего класса – с электронным или компьютерным управлением
5. Роботы-симуляторы пациента – менекены- симуляторы пациента высшей степени реалистичности.
В мировой практике наиболее часто при подготовке управленческих кадров в сфере здравоохранения используют перечень компетенций, разработанный международной организацией Healthcare Leadership Alliance (HLA, Альянс руководителей здравоохранения) *. Указанный перечень был адаптирован к задачам российского здравоохранения и использован при разработке программы профессиональной подготовкы программы, валидизирован на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России и включает в себя 19 компетенций, объединенных в пять блоков, для формирования которых уже сегодня необходимо проведение симуляционного обучения:
I. Профессионализм
II. Знание среды здравоохранения
III. Навыки делового администрирования
IV.Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями
V. Лидерство
Результаты симуляционного обучения могут оценивается как в баллах соответствующего дифференциального диапазона, так и в аттестации по критерию «компетентен» или «некомпетентен».
Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения должно быть основано на системном подходе в определении цели обучения и выборе соответствующей ей методики.
Елена Заславская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.