Автор(ы): Свистунов А.А., Бородина М.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Сонькина А.А., Серкина А.В., Давидов Д.Р.
Город: Москва
Учреждение: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова ЦНПО УВК «Mentor Medicus», кафедра неотложных состояний ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России
Результаты
В апреле 2015 года в Учебно-виртуальном комплексе «Mentor Medicus» Первого Московско-го государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова прошла Третья Всерос-сийская студенческая олимпиада по практической медицинской подготовке «Золотой Мед-Скилл». В этом году в олимпиаде приняли участие 52 команды – студенты 4-5 курсов, пред-ставлявшие ведущие вузы России, стран СНГ, Китая и Болгарии. Особенностью проведения этой олимпиады являлось применение симуляции в медицинском образовании. Смена пара-дигмы в медицинском образовании характеризуется внедрением симуляционных технологий в обучение и оценку работы практических специалистов, что способствует повышению их профессиональной компетентности и безопасности пациентов. Помимо конкурсной программы были проведены мастер-классы: "Базовые и расширенные мероприятия по поддержанию жизнедеятельности у детей разного возраста" и "Эффективное общение в медицине".
Реалистичность симуляции обеспечивалась не только роботами-симуляторами с обратной связью, но и участием конфедератов – специально подготовленных сотрудников (симулиро-ванных пациентов).
Проанализировав результаты действий команд в конкурсе, связанном с оказанием первой помощи при дорожно-транспортном происшествии “RealTimeSkill”, можно заключить, что отсутствие у студентов медиков целенаправленной подготовки по программам первой помощи, в которых достаточно времени уделяется вопросам оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, а также необходимости соблюдения личной безопасности, сказывается на продемонстрированных очень низких результатах. Редко встречаемые в реальной жизни подобные ситуации также порой заканчиваются трагедиями из-за того, что мешает растерянность и общая несогласованность действий персонала, даже при наличии на месте происшествия такого ценного ресурса, как медицинский работник.
Конкурс “ResuscitationSkill” на выполнение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) предполагал, что участник застанет пострадавшего с внезапной остановкой кровообращения в малолюдной зоне аэропорта. Оценочный лист был разработан в соответствии с протоколом базовой реанимации Европейского Совета по Реанимации (ERC) и Национального Совета по Реанимации (НСР) от 2010 года. При выполнении базовой СЛР наиболее часто регистрировали неверное положение рук на теле манекена, неадекватную частоту и глубину компрессий, а также неадекватный объем вдыхаемого воздуха во время искусственных вдохов.
Выявленной проблемой для участников в соблюдении алгоритма базовой СЛР являлся свое-временный вызов Скорой медицинской помощи, обращение за помощью к очевидцам, а так-же отсчет вслух при проверке дыхания и проведении компрессий. При сравнении резуль-татов проведения базовой СЛР в двух различных конкурсах Олимпиады - в данном сценарии с заведомо известными вводными (один пострадавший и задание провести СЛР) и во втором задании в вышеописанном конкурсе с ДТП (с неизвестным количеством жертв и объемом необходимой помощи), было выявлено, что участники демонстрировали значитель-но лучшие результаты при проведении СЛР в спокойной обстановке.
Результаты конкурса с проведением сестринским манипуляций “NurseSkill” показали, что уровень освоения сестринских манипуляций участниками в целом можно считать приемле-мым, но явно недостаточно развиты навыки соблюдения инфекционной безопасности и подготовка студентов по профессиональному общению с пациентами. Введение целенаправленных тренингов общения для студентов медиков могло бы существенно повысить уровень профессиональной этики.
Конкурс “UrgentSkill” проводился в условиях симулированной палаты интенсивной те-рапии, где лежало два замониторированных пациента, один из которых внезапно почувствовал себя плохо (симулятор пациента SimMan). В данном задании участвовало двое из членов команды, которые могли привлечь к работе находившегося в отделении сотрудника в должности младшего медицинского персонала (из числа конфедератов), отдавая ему конкретные указания.
Конкурс продемонстрировал, что представление об алгоритме расширенной реанима-ции у участников имеется, но большинство из них впервые применяло его в действии. Если бы участникам пришлось столкнуться с подобной ситуацией в реальной практике, то такие несогласованные и неумелые действия с высокой степенью вероятности привели бы к неуда-че. Полученные результаты отражают стиль подготовки участников к конкурсам: подавляю-щее большинство команд пытается в сжатые сроки заучить правила и алгоритмы, представ-ленные на сайте Олимпиады. На наш взгляд, эффективнее было бы заниматься регулярной практической подготовкой в процессе своего обучения. Тогда бы Олимпиада стала более ре-альным срезом уровня практической подготовки студентов ВУЗов – участников, что, безус-ловно, дало бы более ценную информацию для принятия управленческих решений.
Ещё одним важным результатом Олимпиады стала возможность апробировать на практике разрабатываемые в «Ментор Медикус» инструменты оценки. Ведь достоверную оценку компетентности специалиста могут обеспечить только унифицированные строгие индикаторы, которые также помогают выделить аспекты подготовки персонала, нуждающиеся в улучшении. В свою очередь виртуальная среда позволяет не только отрабатывать и объективно оценивать действия персонала на соответствие клиническим стандартам, но и совершенствовать эти стандарты, проводя исследования и эксперименты в безопасных условиях виртуальных клиник, для дальнейшего переноса этих наработок в клиники реальные.
Но главный итог олимпиады не в занятых призовых местах, а в желании участников быть готовыми оказать высококвалифицированную медицинскую помощь в любой момент своей профессиональной деятельности, даже на студенческой скамье.
Денис Грибков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.