Конференции / IV съезд РОСОМЕД-2015, в рамках Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" / «СОВРЕМЕННЫЕ СИМУЛЯТОРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»

«СОВРЕМЕННЫЕ СИМУЛЯТОРЫ И ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»

Автор(ы): Палевская Светлана Александровна, Тактаров Владимир Германович

Город: Москва

Учреждение: Московский медицинский университет «Реавиз»

Результаты

Медицинская сестра /медицинский брат готовятся к нескольким видам деятельности:
- проведение профилактических мероприятий;
- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях;
- осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности;
- организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
В современной клинической практике медицинская сестра начинает играть все большую роль, поскольку именно на нее ложится ответственность за обеспечение качества и безопасности исследований, оперативных пособий, регистрации данных и наблюдения за пациентами во время выполнения процедур.
Объём работы и функциональных обязанностей ставит современную медицинскую сестру на уровень помощника врача, а зачастую немногим ниже врача. Так, на протяжении нескольких лет в Великобритании, США, Канаде и Германии делают попытки расширить возможности медсестёр в эндоскопической практике. Признана возможность медицинских сестёр в проведении пропофоловой седации и мониторинге пациентов. Современные подходы к профилактике трансмиссивных инфекций в хирургии и реаниматологии делают медсестру ключевой фигурой, обеспечивающей качество обработки и контроль над микробной безопасностью на рабочем месте. Совершенствование новых технологий лечения и разового инструментария в хирургии требует регулярного и интенсивного обновления знаний медсестры в разделах сестринского дела. Современная медицинская сестра должна владеть не только обеспечить асептику при проведении диагностических и оперативных манипуляций, но и владеть навыками процедурной сестры, анестезистки. Сестринский персонал сегодня требует не меньших вложений в обучение и повышение квалификации, чем врачебный.
Использование симуляционной техники позволяет решить эти задачи и достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций.
Так, при освоении базовых медицинских навыков в сестринской практике применяются модели для измерения артериального давления и пальпации пульса, позволяющие не только освоить саму технику, но и оценить правильность выполнения процедуры и интерпретации результатов.
Использование механических моделей для отработки базовых навыков у медицинских сестер было исторически первым. Для этой цели используют специальные манекены, на которых возможна отработка навыков по уходу за больными: проведение офтальмологических процедур; закапывание в уши и промыванию слухового прохода; введение назогастральных зондов; проведение внутримышечных и подкожных инъекций в предплечье; проведение внутримышечных инъекций в ягодицу; катетеризация мочевого пузыря; уход за колостомой и илеостомой; постановка клизм; проведение внутримышечных инъекций в верхний внешний квадрант ягодичной области, область ниже подвздошного гребешка и боковую часть бедра; проведение внутривенных инъекций и т.д. Примером подобных манекенов могут служить усовершенствованные бедфордовские манекены. Для отработки навыков внутримышечных и подкожных инъекций - модели для обучения внутримышечным инъекциям в ягодицу, для освоения внутривенных инъекций – простые подушечки с тремя венами для венепункции.
Виртуальные тренажеры (компьютерные модели) представляют следующий этап освоения необходимых навыков. Значение использования этих тренажеров чрезвычайно важно, поскольку они существенно повышают эффективность обучения медицинских специалистов новым методикам, снижают число возможных ошибок. Виртуальные симуляторы позволяют объективно оценить уровень полученных знаний за счет встроенных программ оценки качества выполненной процедуры. Удобный экспорт данных тренинга в стандартные офисные программы позволяет преподавателю впоследствии анализировать результаты обучения как отдельных студентов, так и различных групп обучающихся, а также проводить научные исследования.
Еще одним направлением симуляционного обучения может быть использование животных, находящихся в состоянии наркоза, так и их отдельных органов и тканей (модели ex vivo). Для моделей ex vivo используют свежезаготовленные органы животных. Примером приспособлений является EASIE — тренажер (The Erlangen Active Simulator for nterventional Endoscopy). Его конструкция позволяет имитировать различные критические ситуации. С помощью данного устройства, например, отрабатывается эндоскопический гемостаз, полипэктомия, сфинктеротомия, эндопротезирование и другие процедуры, в которых активное участие принимает медицинская сестра. В данном случае речь идет уже об отработке навыков работы в команде.
Оценка эффективности обучения является важным этапом подготовки специалиста с использованием симуляторов. Эту оценку можно проводить с учетом пирамиды Киркпатрика в модификации Кьюранн и соавт. (2005). В соответствии с данной иерархией выделяют четыре уровня эффективности обучения: уровень 1 — изменение реакции обучающихся; уровень 2 — модификация отношения или восприятия знаний и/или умений; уровень 3 — изменение в поведении или эффективности; уровень 4 — благоприятные последствия для пациентов или клинического исхода.
Таким образом, реализуемый при подготовке медицинской сестры компетентностный подход предусматривает освоение умений, знаний и практического опыта, который должны приобрести студенты, в том числе с использованием симуляционных технологий.

Тема: Сестринское дело, уход
Елена Заславская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: