Образовательные интервенции по флеботомии

Автор(ы): Тогоев О.О.1, Хохлов И.В.2, Грибков Д.М.2, Шубина Л.Б.2, Рогощенкова А.В.3

Город: Москва

Учреждение: 1-GMS клиника, 2- Тренинговая компания Mentor Medicus, 3- ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова

Актуальность

Преподавание стандартной операционной процедуры (СОП) взятие венозной крови (венепункция, флеботомия), в течение длительного времени происходило по классической модели, в которой преподаватель объяснял и показывал курсантам как правильно берут кровь из вены, а затем обучающие повторяли за ним всю последовательность. В 2014 году в системе обучения стали появляться преподаватель замещающие технологии, такие как виртуальный комплекс ТьюторМан, в котором курсанты на основе эталонного видео повторяли всю последовательность и после могли сами себя оценить по стандартному чек-листу.
Однако, такие методы обучения хорошо работают, когда обучающие только начинают осваивать материал и не имеют своих представлений о данной манипуляции. А что делать, если обучающиеся уже имеют собственный опыт взятия венозной крови и устоявшиеся представления о манипуляции. Мы обратились к технологиям образовательных интервенций, когда надо сделать так, чтобы специалисты изменили имеющееся поведение.
Идея данного обучения возникла после анализа жалоб от пациентов на качество взятия крови. В связи с этим, работодатель попросил помочь создать постоянно действующий тренинг, на котором все вновь прибывшие и действующие сотрудники клиники, связанные с этой процедурой должны регулярно проходить обучение, а также выявлять другие возможные проблемы.
В процессе создания тренинга был проведен систематический анализ отечественной и зарубежной литературы. Проводился поиск по базам данных PubMed и Google.Scholar. В основу тренинга легли рекомендации ВОЗ, национальный ГОСТ по преаналитическому этапу лабораторной диагностики, руководство фирмы Vacuette - производителя оборудования для взятия крови, учебное пособие Эрнст, Дэннис Дж. Прикладная флеботомия [Текст] / Деннис Дж. Эрнст ; [пер. с англ. Ф. С. Катасонов]. — Москва : Медиздат, 2014. — XX, 275 с.и другие источники.

Цель

Описать подходы, позволяющие в ходе симуляционных тренингов влиять на последующее поведение медицинского персонала, с целью повышения эффективности их деятельности.

Материалы и методы

Одним из главных вопросов данного тренинга стало создание реалистичной среды, в которой все участники смогут максимально погрузиться в пространство, необходимое для взятия крови. Так как, было важно, чтобы сотрудники проверяли своё рабочее место каждый раз перед началом смены и помнили, какое оборудование должно быть в доступе, то в "нулевом" сценарии перед участниками стояла задача создать свой рабочий кабинет. Все расходные материалы выдавались симулированной сестрой хозяйкой только по запросу. Самой проблемной частью тренинга оказалась непривычная анатомия стимулятора руки пациента. Несмотря на то, что венами на руке-симуляторе выступали трубки толщиной с палец, опытным сёстрам с непривычки было сложно попасть в них с первой попытки. На тренинге мы получали очень много жалоб на то, что в жизни у людей всё по другому и сейчас всё происходит не по настоящему. Чтобы убрать этот барьер перед началом тренинга все сёстры имели возможность попробовать попасть в вену, использовав на это столько попыток, сколько потребуется. Несмотря на то, что перед тренингом у всех была возможность дистанционно ознакомиться с теорией в виде интерактивной лекции с тестовыми заданиями, далеко не все участники пользовались этим и, потому, полностью отказаться от теории на тренинге не получилось. Каждый теоретический блок по 10-15 минут проводился после каждого сценария, который как раз выявлял соответствующую проблему. При работе с группой, в которой присутствуют опытные медицинские работники возникает довольно много конфликтных ситуаций. Нужно помнить о том, что чем больше сила давления на группу, тем больше курсанты сопротивляются получению новых знаний. Обучающему довольно сложно принять тот факт, что действие, которое он выполнял на протяжении длительного времени и считал правильным, могло оказаться ошибочным. В нашей работе мы использовали симулированных пациентов с наборами различных задач, которые можно по согласованию с тренером миксовать в нужном сочетании, например, «пациент поел, но настаивает на манипуляции», «пациент подаёт вербальные и невербальные сигналы, что боится процедуры», «пациент требует от медицинского работника взятия крови только из определенного места на руке, говорит, что это его рабочая вена», «пациент теряет сознание» и другие

Результаты

В первую очередь медицинские работники отметили, что подобное обучение позволило им быстро и достаточно эффективно освежить в памяти четкие алгоритмы и нюансы работы при взятии крови. Изначально проявлялось скептическое отношение к данной теме, но во время проведения и после тренинга (по результатам анонимного опроса) мнение изменилось в положительную сторону. В обратной связи некоторые медсестры просили проводить тренинг на рабочем месте, в знакомой для них обстановке. Вопрос проведения тренингов in situ был поставлен перед руководством. Тем не менее, мы понимаем, что речь идёт об экономической рентабельности деятельности клиники.

Обсуждение

По результату работы был предложен ряд рекомендаций, например, дать строгое определение слову «натощак» в СОП; создать мнемоническое правило, которое позволит облегчить запоминание факторов, приводящих к гемолизу; к каждому сценарию, где совершалась ошибка, последствия которой неочевидны в момент ее совершения, предложить историю, где эти последствия проявляются… Таким образом, подготовка и проведение тренинга в виде образовательной интервенции - это сложный, многоступенчатый и очень захватывающий процесс.

Выводы

Важнейшими составляющими тренинга стали тщательно синхронизированный теоретический и практический блоки по порядку и правилам работы с разными типами пробирок, разбор ошибок, связанных с нарушением техники безопасности со стороны медработников, обсуждение изменений в алгоритмах, а также навыки общения с трудными пациентами. Проведенные тренинги позволили среднему медперсоналу по-новому взглянуть на свою работу и внести коррективы. В будущем это поможет увеличить точность получаемых пациентами результатов анализов.

Тема: Сестринское дело, уход
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: