Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Лидер реанимационной команды - ключевая фигура во время проведения сердечно-легочной реанимации.

Лидер реанимационной команды - ключевая фигура во время проведения сердечно-легочной реанимации.

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Внезапная остановка сердца является глобальной проблемой, т.к. во всем мире это основная причина смертности населения в странах со средне-высоким и высоким уровнем доходов. Усилия мирового сообщества направлены на разработку эффективных образовательных технологий, которые помогут изменить отношение к этой проблеме. Для успешного применения в практической деятельности алгоритмов расширенной сердечно-легочной реанимации необходимо формирование устойчивых теоретических знаний и практических навыков, а также обучение коммуникации в реанимационной команде.

Цель

Цель - обучение роли лидера и членов реанимационной команды при проведении расширенной сердечно-легочной реанимации.

Материалы и методы

В обучении приняли участие 300 студентов 6 курса специалитета по направлению «Лечебное дело» и ординаторы 1-го года обучения по 12 специальностям. Проводилось гибридное обучение, включающее теоретическую часть и симуляционный тренинг. В теоретической части обучающимся была изложена основная концепция оказания квалифицированной помощи при остановке сердечной деятельности, акцентировано внимание на изменение алгоритма осмотра пациентов, находящихся в критическом состоянии. Особый акцент сделан на исключение обратимых причин остановки сердца (4Г, 4Т), изучение алгоритма ABCDE, который обучающиеся должны успешно освоить, демонстрировать при проведении симуляции, а в дальнейшем использовать его в практической деятельности. К началу занятий в симуляционном центре обучающиеся должны иметь устойчивый технический навык проведения базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД), знать клинические рекомендации и порядки оказания помощи при различных видах остановки кровообращения, инфаркте миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, анафилактическом шоке. Во время обучения проводилась непрерывная оценка теоретических знаний и формируемых практических навыков. В конце цикла выставлена итоговая оценка как для роли лидера, так и члена реанимационной команды. Оценка проводилась по следующим критериям: навык полностью сформирован, навык частично сформирован, навык находится в стадии формирования и навык не сформирован. В конце цикла проведено анкетирование обучающихся.

Результаты

На первом этапе лидер обучается управлять командой во время базовой СЛР. Главные задачи, стоящие перед лидером: знакомство с командой, распределение ролей до начала тренинга и во время его, контроль выполнения его распоряжений, звонка в скорую помощь, качества компрессий грудной клетки (правильная постановка, рук, частота и глубина) и искусственных вдохов, эффективная смена команды, безопасная работа с АНД и дефибрилляция. На втором этапе обязанности лидера расширяются, он должен не только координировать работу команды во время базовой СЛР, но и видеть глобальную перспективу лечения пациента. Руководить постановкой внутривенного или внутрикостного доступа, назначить необходимые медикаменты, лабораторное исследование, вызвать нужных специалистов, которые могут исключить, например, тампонаду сердца и тромбоэмболию легочной артерии, при этом четко следить за выполнением его распоряжений, осуществлять смену команды. Лидер не должен терять связь с командой ни на минуту. Третий этап- полное выполнение алгоритма, в том числе исключение вероятных причин остановки кровообращения по принципу 4Г, 4Т.
Члены реанимационной команды обязаны четко выполнять распоряжения лидера, держать с ним обратную связь, используя вербальное и невербальное общение. При выявлении каких-то проблем, незамедлительно ставить в известность лидера.
На первом этапе выявлены следующие проблемы в обучении лидера: сложность координации команды, особенно в безопасной дефибрилляции, поздняя смена участников на компрессиях грудной клетки. Роль члена команды не вызывала особых затруднений, все участники качественно выполняли компрессии грудной клетки, дыхание с помощью мешка Амбу, безопасную дефибрилляцию.
На втором этапе лидеры в начале забывали своевременно обеспечить внутривенный или внутрикостный доступ и назначить необходимое лабораторное исследование, своевременно вызвать специалистов. Проблемным было назначение препаратов при фибрилляции желудочков, назначали их сразу после первой дефибрилляции, но в последующем все осуществляли назначение медикаментов после третьей дефибрилляции, что соответствует клиническим рекомендациям.
На третьем этапе большинство участников выполняли роль лидера практически без ошибок, но 30% обучающихся допускала ошибки различного рода. Были трудности с исключением обратимых причин вероятной остановки сердца. Многократное повторение приводило к значительному улучшению в обучении роли лидера. К концу занятий обучающиеся достигли оценки «навык полностью сформирован» или «навык частично сформирован».

Обсуждение

Проведение анкетирования показало полную удовлетворенность обучающихся проводимыми занятиями. Респонденты указали, что такой вид учебной деятельности для них имеет высокую результативность. По их мнению, наиболее трудной является роль лидера реанимационной команды. Исполняя роль, практически все участники испытывали волнение, страх, что у них не получится выполнить все правильно. Все респонденты указали, что с ролью члена команды не было проблем. Они четко выполняли ту работу, которую определял лидер. Эта роль понравилась всем. По мнению обучающихся, роль лидера является очень сложной и ответственной, но они готовы обучаться, чтобы в реальных условиях выполнить все необходимое. Студенты самостоятельно сделали вывод, что обучение роли лидера имеет высокую результативность, если они обладают устойчивыми теоретическими знаниями по изучаемым темам.

Выводы

Обучение роли лидера реанимационной команды является неотъемлемой частью симуляционного обучения. Проводимый симуляционный тренинг имеет высокую результативность, т.к. в результате обучения студенты закрепляют полученные теоретически знания и формируют практические навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: