Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Применение сценарного типа симуляционного тренинга в условиях дистанционного обучения врачей – акушеров-гинекологов

Применение сценарного типа симуляционного тренинга в условиях дистанционного обучения врачей – акушеров-гинекологов

Автор(ы): Каушанская Л.В., Бычков А.А., Фролов А.А., Лелик М.П., Астанина М.В., Павлова Д.П.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России - Симуляционно-аттестационный центр (НИИАП) департамента симуляционного обучения

Цель

Внедрение сценарного типа обучения с применением симуляционных платформ и тренажеров в образовательные программы в условиях дистанционных технологий.

Материалы и методы

Сценарный тип обучения является одним из самых информативных методов симуляционного тренинга. Его суть заключается в том, что обучающийся должен выполнить определенный алгоритм действий в заданной ситуации для оказания помощи пациенту. Для написания сценария, наиболее приближенного к реальной ситуации, а также для освоения обучающимися верного порядка действий лучше всего подходит использование клинических рекомендаций.
Основным преимуществом сценарного типа обучения является обратная связь от симулятора, т.е реакция «пациента» на производимые обучающимся манипуляции. В зависимости от предпринятых действий обучающийся получит отклик от симулятора о соответствующем изменении параметров состояния «пациента».
Связь со слушателем устанавливается через выбранную платформу видео- и аудиосвязи (Skype, Zoom, GoogleMeet и т.д.). Трансляция проводится с двух камер – обзорная и точечная. Это позволит обучающемуся максимально погрузится в ситуацию, заданную сценарием.
При отработке клинической ситуации слушатель проговаривает порядок действий, необходимость проведения тех или иных манипуляций. Вспомогательный персонал вводит полученные данные в дерево сценария, слушатель наглядно видит реакцию пациента на свои действия: обратная связь отразится, как на мониторе, так и визуально. Таким образом слушатель получает полный объем информации от симулятора, и может корректировать свои действия в зависимости от характера обратной связи.
Все манипуляции, осуществляемые слушателем, регистрируются в дереве событий, и непосредственно влияют на состояние пациента, вызывая изменение его состояния: улучшение, незначительное улучшение, незначительное ухудшение или ухудшение. По результатам работы слушателя проводится дебрифинг с разбором предпринятых действий и оценкой его работы в целом.
Основными составляющими сценария являются:
1. Входные данные пациента;
2. Место действия;
3. Исходные данные о состоянии пациента.
Рассмотрим составление сценария на основании клинических рекомендаций на примере ситуации «Эклампсия».
В сценарии «Эклампсия» создается пациентка Э. Её возраст – 19 лет, первобеременная, беременность 37 – 38 недель. Место начала сценария – дом пациентки.
Также остаются необходимыми для постоянного отображения гестационный срок, возраст пациентки, краткий анамнез. Эти данные всегда доступны для обучающегося.
Дерево сценария состоит из нескольких стадий, переход на которые может осуществляться как линейно, т.е. последовательно, так и после того, как обучающийся произвел некоторую последовательность действий.
В сценарии «Эклампсия» предусмотрено 4 основные стадии.
Стадия 1 – Прибытие бригады СМП. Слушателю необходимо провести осмотр пациентки, приняв во внимание информацию, поступившую от человека, вызвавшего бригаду. По информации беременная Э. упала в ванной в связи с начавшимися судорогами. Обучающийся должен отметить, что пациентка реагирует только на боль, при обследовании – заметить небольшое вагинальное кровотечение. Давление пациентки – 180/120. Пациентку необходимо подготовить к транспортировке.
Стадия 2 – Машина скорой помощи. Обучающийся должен предпринять действия для предотвращения повторения сулорожной активности – сменить угол наклона носилок и положить под шею пациентки валик для предотвращения сжатия полой вены. Необходимо постоянное наблюдение за жизненными показателями.
Стадия 3 – Приемное отделение. Обучающийся должен оценить ситуацию, и позвать на помощь коллегу для ассистирования. Давление пациентки 180/110, после подачи кислорода в машине скорой помощи и введения сульфата магния.
Стадия 4 – Роды. Во время родов у пациентки возникли тонико-клонические судороги, сопровождающиеся тетаническими сокращениями. Сердцебиение плода – 60 уд/мин. Обучающийся должен отслеживать состояние и пациентки, и плода, и предпринять все необходимые действия (введение лекарственных препаратов, необходимость внешнего вмешательства и т.п.). Новорожденный синюшний, вялый, не дышит самопроизвольно. Обучающийся должен принять решение о передаче его в отделение интенсивной терапии. После этого сценарий можно считать завершенным.
Если обучающийся предпринял не все действия, предписанные клиническими рекомендациями, на основании которых был составлен данный сценарий – осуществляется ручной переход на стадию «Ухудшение», в котором у пациентки начинается тяжелое кровотечение, а ребенок после 20 минут реанимационных действий объявляется мертвым.
Для оценки действий обучающегося и обсуждения их в течение дебрифинга все манипуляции сохраняются в контекстном меню, с указанием стадии, на которой они были произведены, и времени, которое они заняли.

Результаты

При использовании сценарных симуляционных тренингов в условиях дистанционного обучения будут достигнуты следующие результаты:
1. Повышение уровня подготовки молодых специалистов;
2. Улучшение качества производимых манипуляций;
3. Снижение риска совершения профессиональных ошибок;
4. Быстрое вхождение специалистов в профессию;
5. Снижение уровня стресса у начинающих специалистов при самостоятельных манипуляциях;
6. Безопасность и качество оказания медицинской помощи пациентам;
7. Реализация учебных программ в полном объёме.

Выводы

Таким образом, внедрение сценарного типа симуляционного обучения с применением элементов дистанционного образования позволит продолжить реализацию образовательных программ в полном объеме в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Тема: Акушерство и гинекология
Людмила Каушанская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: