Автор(ы): Кабирова Ю.А., Рудин В.В., Исаева Н.В.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Актуальность
Реализация национального проекта «Здравоохранение» предполагает улучшение качества медицинской помощи населению и повышение квалификации медицинских работников в системе НМО. Использование современных методов обучения с акцентом на практическую деятельность должно быть краткосрочно, прицельно и для конкретной ситуации организации лечебно-диагностического процесса. Максимально этим принципам отвечает обучение с использованием методик симуляционного обучения и "Фабрики процессов". При это медицинский вуз (или НИИ) выступает как методический центр, центр сбора лучших медицинских практик и осуществляет обучение медицинских работников в максимально возможном объеме. Для этого нами с 2017 года в МАСЦ ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ используется такая активная форма обучения как "Фабрика процессов".
Результаты
«Фабрика процессов» (или симуляционный тренинг организации лечебно-диагностического процесса) - это учебный объект практического обучения, представляющий собой учебную площадку, воспроизводящую определенный управляемый производственный процесс, в котором обучающиеся осваивают и отрабатывают умения, навыки и компетенции бережливого производства. Первой "Фабрикой процессов", на которой осуществлялась подготовка специалистов Пермского края была Фабрика процессов «Прием в поликлинике. LEAN+Training», где с определенной степенью схематичности и имитации воспроизводится реальный процесс «Посещение пациентом поликлиники с целью получения справки». Задействуется 1 этаж МАСЦ: кабинеты приема в поликлинике (кабинеты участкового врача, зав.отделением, доврачебного приема, лаборатория и т.д.), коридоры, входная группа, регистратура и зал дебрифинга для межраундных обсуждений, а также и другие вспомогательные помещения. Учебный симуляционный процесс максимально приближен к настоящему приему в поликлинике. Каждый участник имеет отдельную роль и каждый участвует в изменениях. Проигрывается прием в поликлинике, анализ проблем, согласно принципов бережливого менеджмента с последующим составлением карт потока, элементов проектного офиса и переигрывание ситуации из «текущего состояния» в оптимальное «целевое» состояние. Участники фабрики, используя инструменты бережливого производства, выявляют проблемы производственного процесса, изучают выявленные проблемы, разрабатывают улучшения и внедряют их в производственный процесс, пытаясь повысить его эффективность.
Каждый участник действует в соответствии с установленными рабочими стандартами, не выходит за рамки установленных стандартов пока в результате обсуждений для реализации принятых улучшений стандарты не будут изменены. «Фабрика процессов» устроена так, обучаться могут все сотрудники от главного врача до младших медработников и технического персонала медучреждения, или от руководителя до рядового сотрудника компании. Руководителям данная форма занятий позволяет понять потенциал повышения эффективности в тех процессах, которые находятся в их зоне ответственности, мотивирует их к изменениям. Рядовым сотрудникам позволяет увидеть потери в их повседневных действиях.
Обсуждение
Уникальной особенностью «Фабрика процессов» является возможность без значительных усилий видоизменять ее для смещения акцентов на разные инструменты бережливого производства и категорию обучающихся. Например, при обучении медработников Пермского края основной акцент сначала делался на изучение картирования текущего состояния, визуализации и анализа проблем, а при обучении управленческих кадров акцент на концепцию производственной системы, создание рабочих групп и сплоченность персонала. В 2020 году по результатам работы с региональным центром первичной медико-санитарной помощи мы провели коррекцию задания на заочную часть, нацеленную на реализацию проектов в медучреждениях, что способствовало более правильному выбору и осуществлению проектов в ЛПУ Пермского края.
Поскольку «Фабрика процессов» соответствует классическому симуляционному трреренингу, имеющему аналогичные части: входной контроль уровня подготовленности, постановка целей и задач тренинга (брифинг); демонстрация «эталонного» выполнения, непосредственное выполнение учебного задания; обсуждение выполнения (дебрифинг) и повторное выполнение задания с использованием выработанных рекомендаций, то проведение фабрики процессов возможно и для отработка ряда клинических навыков. Так при обучении на «Фабрика процессов «Профилактический осмотр ребенка в 1 год» кроме обучения бережливым технологиям, отрабатываются и клинические навыки, необходимых при проведении диспансеризации. Это позволяет многократно в игровых условиях отработать необходимые навыки для работы участкового врача педиатра, включающие в себя как клиническое мышление и клинические навыки , так и ведение документации и оптимальную организацию своего рабочего пространства.
Выводы
Таким образом, используя обучение принципам бережливых технологий для оптимизации любого процесса как производственного, так и управленческого, благодаря выявлению и устранению потерь, мы пытаемся улучшить качество оказания медицинской помощи населению,. Сочетание обучения принципам бережливого производства на "Фабрике процессов" и симуляционного клинического тренинга проблемных клинических навыков обеспечивает оптимальную подготовленность специалиста к работе в системе современного практического здравоохранения
Юлия Кабирова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.