Автор(ы): Олексик В.С, Ходус С.В., Барабаш И.В.
Город: Благовещенск
Учреждение: ФГБОУ ВО АмурскаяГМА Минздрава России
Актуальность
На сегодняшний день в условиях борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID 19 имеется положительная динамика: снят ряд ограничений, касающихся организации учебного процесса и проведения практических занятий со студентами. Однако имеющаяся угроза распространения инфекции требует пересмотра подхода не только к традиционным, симуляционным формам обучения, но и к самостоятельной работе студентов. Внедрение дистанционного метода самоподготовки, должно способствовать улучшению качества практической подготовки у студентов.
Цель
Практическое обоснование эффективности дистанционного метода подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий студентами 6 курса лечебного факультета.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 117 студентов 6 курса ЛФ ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации, с целью сокращения времени контакта между студентами, во время симуляционного занятия, и более быстрого овладения навыком КГК, нами был предложен дистанционный метод самоподготовки к практическому занятию в симуляционном центре. Студентов, принявших участие в исследование разделили на две группы. Студенты группы I, при подготовке к симуляционному занятию, использовали лекционный материал и видеопособия. Студентам, вошедшим в группу II, при подготовке к симуляционному занятию, помимо прочтения лекций и просмотра видеопособий, предлагалось выполнить КГК в домашних условиях на любом мягком предмете (подушка, мягкая игрушка и т.д.), с подробным объяснением техники выполнения базового комплекса СЛР (место постановки рук, глубина, частота компрессий). Компрессии выполнялись под ритмичную музыку с темпом 110-115 ударов в минуту. Весь процесс выполнения базового комплекса СЛР фиксировался на видео, после чего видео отправлялось преподавателю на электронную почту. После просмотра видео, преподаватель мог выявить ошибки и дать рекомендации, для более эффективного выполнений КГК. На следующий день, в начале симуляционного занятия, без дополнительной подготовки студентам предлагалось выполнить базовый комплекс СЛР на реалистичном манекен-тренажере для реанимационных мероприятий (Ambu Man Advanced®), кото-рый позволяет проводить компьютерную фиксацию следующих показателей: правильность положения рук (%), среднюю частоту компрессий в минуту, процент компрессий, выполненных с верной частой, среднюю глубину КГК в мм и процентах от общего количества, релаксацию грудной клетки (в про-центах от общего количества компрессий). Исследование проводилось в 2 этапа: после дистанционной самоподготовки во время практического занятия, а также во время прохождения процедуры первичной аккредитации, пу-тем анализа данных манекен-тренажера. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Microsoft Excel 2013 и SPSS Statistic 22.0, рассчитывали среднее значение (М) и 95% доверитель-ный интервал для среднего (95% ДИ). При сравнение полученных данных использовали методы непараметрической статистики (расчет критерия Мана-Уитни). Для всех видов статистического анализа значимыми считались раз-личия значений при p≤0,05.
Результаты
Проведя сравнительный анализ полученных данных 1 этапа исследования, нами выявлены статистически значимые различия процента верной частоты и релаксации КГК: среднее значения процента КГК, выполненных с верной частотой в группе II составило 76,7% (95% ДИ от 67,7% до 85,6%), что на 34,1 % больше чем в группе I - 42,6% (95% ДИ от 26,7% до 58,6%) (p=0,039). При этом процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту), в группе I составил 24,6%, в группе II - 65%. Однако среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 71,5% (95% ДИ от 58,3% до 84,7%) и 53,1% (95% ДИ от 40,5% до 65,8%) соответственно (p=0,008). На 2 этапе исследования статистически значимых различий правильности выполнений КГК не выявлено: среднее значение процента КГК, выполненных с верной частотой в группе I и в группе II практически не отличались 73,1% (95% ДИ от 64,4% до 81,8%) и 72,7% (95% ДИ от 64,4% до 81,8%) соответственно (р= 0,556). Однако, процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту) в группе II был на 11,5% больше, чем в группе I (81,7% и 70,2% соответственно).
Обсуждение
Исходя из полученных данных можно говорить о том, что предложенный дистанционный метод подготовки увеличивает показатель процента КГК, выполненных с правильной частотой, без предварительной подготовки в симуляционном центре. В тоже время, процент КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группе II был на 18,4%, меньше, чем у студентов из группы I. Это можно объяснить условиями отработки компрессий на мягком предмете, невозможностью объективно оценить верность глубины КГК и релаксации грудной клетки, а также сложностью самоконтроля обучающегося.
Выводы
Предложенный метод дистанционной подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, позволяет более эффективно сформировать у студента навык верной частоты КГК, что подтверждается более высоким процентом КГК, выполненных с верной частотой (76,7%), против 42,6% в группе студентов проходивших самоподготовка в традиционном формате. Процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту) во время процедуры первичной аккредитации специалиста также был на 11,5% больше в группе, проходившей самоподготовку по предложенному дистанционному методу (81,7% и 70,2% соответственно).
Владимир Олексик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.