Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / «Чрескостный остеосинтез» — перспективная станция объективного структурированного клинического экзамена травматологов-ортопедов

«Чрескостный остеосинтез» — перспективная станция объективного структурированного клинического экзамена травматологов-ортопедов

Автор(ы): Насыров М.З., Солдатов Ю.П.

Город: Курган

Учреждение: ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" МЗ РФ

Актуальность

Стандартизация способов и критериев объективной оценки компетенций обучающихся является одной из актуальных проблем образования в целом и профессионального образования травматологов-ортопедов в частности. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) прочно вошёл в медицинское образование многих стран и на современном этапе стал основой аккредитации врачей. Как любой инструмент, ОСКЭ лишь при профессиональном подходе может показать свою эффективность при оценке компетенций и в процессе обучения.
Метод чрескостного остеосинтеза (ЧКО) по Илизарову не теряет свою актуальность в решении сложнейших проблем травматологии и ортопедии и остаётся практически безальтернативным в ряде случаев. Прошедший в 2021 году международный Юбилейный форум посвящённый методу Илизарова, свидетельствует о высокой его востребованности в странах с развитой медициной. Это обуславливает актуальность обучения травматологов-ортопедов методу ЧКО в рамках различных образовательных программ.

Цель

Разработка и внедрение паспортов станций ОСКЭ, как контрольного инструмента в обучении методу чрескостного остеосинтеза по Илизарову.

Материалы и методы

Широкий спектр методик ЧКО определяется его высокой технологичностью и универсальностью, что обуславливает специфику обучения методу. Отработка методик ЧКО на синтетических костях является базовым компонентом образовательной программы, успешное освоение которого, является главным критерием допуска обучаемых к практическим занятиям в клинике. Симулированному обучению курсантов методу ЧКО в Центре уделяется важное значение с 70-х годов, когда в качестве симуляторов использовали в т.ч. деревянные палки. В настоящее время в качестве симуляторов используются пластиковые кости в анатомической форме и размерах. В процессе симуляционного обучения курсанты отрабатывают технику проведения спиц, монтажа аппарата и биомеханику управления костными фрагментами. Отработка практических навыков на симулированных костях включена во все образовательные программы обучения методу ЧКО. Кабинет для симулированного обучения оснащён специальными станками-фиксаторами костей, инструментами для имплантации спиц, их фиксации и монтажа аппарата и деталями аппарата Илизарова.

Результаты

Структурированность и стандартизация симулированного обучения позволяет объективно оценивать уровень компетенций у обучающихся. Формат ОСКЭ поднимает данный фактор на максимальный уровень. Нами созданы и апробированы станции ОСКЭ при оценке уровня компетенций клинических ординаторов после курса симулированного обучения методикам ЧКО на синтетических костях. Традиционный способ оценки предполагает выполнение обучаемым конкретной методики ЧКО, однако не обеспечивает равные условия для всех экзаменуемых, является материально и во временном аспекте затратным, при этом может не отражать ряд важных технологических аспектов метода, а критерий оценки часто зависят от предпочтений экзаменатора. Разработанные нами 4 станции ОСКЭ, в частности: «проведение (имплантация) спицы через кость при чрескостном остеосинтезе», «монтаж модуля аппарата Илизарова», «монтаж унифицированного шарнирного репозиционно-функционального узла», «монтаж унифицированного деротационного узла аппарата Илизарова», позволили нам с высокой степенью объективности в регламентированный отрезок времени оценить уровень подготовки 2 групп ординаторов.

Обсуждение

Паспорта станций составлены таким образом, что вполне могут быть использованы как учебно-методические пособия. С учётом того, что оцениваемые манипуляции в реальности проводятся в операционной, в чек-листе предусмотрен блок действий экзаменуемого, позволяющий оценить «асептичное» поведение. При выполнении чрескостного остеосинтеза не редки случаи ранений рук хирурга спицей, поэтому важный оцениваемый аспект — «атравматичность» действий. Субъективным фактором воспринимается оценка «аккуратности» манипуляций, предполагающая методичность и точность движений, однако важность её в хирургии не оспорима. Необходимо отметить значимость практического опыта экзаменатора в чрескостном остеосинтезе как объективизирующего фактора.
Актуальность и отечественное происхождение метода ЧКО, признаваемого и используемого зарубежными коллегами, обуславливают необходимость включения ЧКО в качестве одной из станций ОСКЭ при первичной аккредитации травматологов-ортопедов. Для этого, очевидно, будет необходима модернизация: закрытие кости мягко-тканным компонентом, содержащим основные сосудисто-нервные пучки с сенсорами и позволяющим пальпировать известные анатомические ориентиры на костях.

Выводы

1. ОСКЭ является своевременным и обоснованным инструментом контроля знаний у обучающихся.
2. Введение в практику ОСКЭ клинических ординаторов после симулированного курса станции ЧКО показало свою эффективность.
3. Перспективный инновационный вариант симулятора для чрескостного остеосинтеза должен включать мягкотканный компонент с симулированием сосудисто-нервных пучков.
4. Станция Чрескоостного остеосинтеза после соответствующей модернизации должна быть включена в перечень станций ОСКЭ при первичной специализированной аккредитации травматолого-ортопедов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Мусхут Насыров

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: