Автор(ы): Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенькевич О.А.
Город: Хабаровск
Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России
Актуальность
Младенческая смертность (МлС) - наиважнейший показатель, индикатор социально-экономического развития территории, эффективности социальной политики, доступности медицинской помощи, благосостояния и здоровья населения, в том числе здоровья детей, влияет на продолжительность жизни, число лиц активного трудоспособного возраста и сокращение количества которых приводит к экономическим потерям общества и государства. С 2007 года индекс МлС включен в утвержденный Указом Президента РФ перечень показателей, позволяющих оценить эффективность методов управления ресурсами в здравоохранении. Расширение мультидисциплинарного применения симуляционных образовательных технологий - один из механизмов управления показателем младенческой смертности. В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее - МАСЦ) с 2017 года реализуется единая «Комплексная образовательная программа снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края».
Материалы и методы
В 2021 году совместными усилиями кафедры педиатрии, неонатологии и перинатологии с курсом неотложной медицины ИНПОА, Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее - МАСЦ) и КГБУЗ Родильный дом №4 МЗ ХК в рамках реализации «Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края» был организован и проведен симуляционный тренинг «in situ» для сотрудников Родильного дома №4.
Данный симуляционный тренинг «in situ» является модификацией 5 модуля Комплексной программы, реализуемой на территории ХК с 2017г (стартовавшей с отдельных самостоятельных модулей в 2014г).
Комплексная образовательная программа состоит из 5 самостоятельных модулей с использованием симуляционного обучения: 1. Первичная реанимация новорожденного (базовая); 2. Респираторная поддержка новорожденных; 3. Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных; 4. Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ); 5. Симуляционный тренинг «in situ» (как составляющая Обучения тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации).
Каждый модуль предполагает определенный контингент обучающихся и определенную кратность повторения для обеспечения выживаемости профессиональных компетенций. Первые 4 модуля предполагают обучение в стенах МАСЦ в максимально приближенных к реальности, но имитированных условиях. Модуль 5 реализуется непосредственно в родовспомогательных учреждениях.
Тренинг «in situ» проведен в форме клинического сценария «Первичная реанимация новорожденного» с дебрифингом, основанном на видеозаписи, в режиме реального времени с использованием тренажера для проведения мероприятий по неотложному жизнеобеспечению новорожденного (Life/form), роботов SimNewB и PrematureAnne (Laerdal). В организационно-технической реализации тренинга были задействованы преподаватели университета, технический персонал МАСЦ при участии сотрудников родильного дома.
Ранее все сотрудники родильного дома многократно проходили обучение в условиях МАСЦ по предшествующим модулям Комплексной программы, где алгоритмы оказания медицинской помощи новорожденным отрабатываются в условиях максимально приближенных к реальным, но комфортных и без стресса. Кроме того, благодаря имеющемуся опыту обучения с использованием симуляционных технологий сотрудники родильного дома адаптированы к такой форме учебного процесса, и само по себе симуляционное обучение уже не является для них дополнительным негативным фактором.
Огромная ценность такого тренинга состоит в том, что сотрудникам родильного дома приходилось действовать в реальных условиях непосредственно «на своем рабочем месте» и учитывать факторы, оказывающие влияние на эффективность оказания медицинской помощи новорожденным: тренинг проходил на фоне продолжающегося лечебного процесса (поступление пациентов, роды, операции), наличия свидетелей («партнерские роды», мед персонал всех отделений), видеосъемки, дефицита времени, особенностей сложившейся личной коммуникации в рабочем коллективе. Отдельное влияние на действия участников тренинга «in situ» оказывает множество технологических и организационных отличий конкретного родовспомогательного учреждения.
В условиях «in situ» вышеперечисленные неблагопри¬ятные факторы сыграли свою роль и, как следствие, участники тренинга допускали ошибки в действиях, которые в рамках Комплексной образовательной программы были освоены в совершенстве на этапе симуляционного центра.
Результаты
В результате проведения тренинга получен исключительный опыт и собран разносторонний материал: обучающимися - для анали¬за допущенных ошибок и собственного профессионального роста; преподавателями - для оптимизации обучающей программы; руководством родильного учреждения - для организационно-технических улучшений в учреждении.
Полученный опыт подтверждает тот факт, что обучение практическим навыкам не должно ограничиваться только стенами университета, включая симуляционное обучение. Тренинг «in situ» демонстрирует, что есть ряд факторов, в результате которых обучающийся, освоивший в совершенстве навыки в симулированных условиях не воспроизводит их или воспроизводит с дефектами на рабочем месте.
Выводы
Полученные материалы показывают, что тренинг «in situ» оказывает организационный, методический и образовательный эффект.
Медицинские образовательные программы требуют постоянного мониторинга и анализа: постоянная корректировка тематики занятий с учетом выявляющихся локальных и системных проблем в здравоохранении, внедрении новых протоколов оказания медицинской помощи, пересмотр периодичности и формы занятий.
Как тренинг «ex situ», так и тренинг «in situ» имеют свои сложности, преимущества и недостатки. Сопоставляя результативность обоих вариантов тренингов представляется, что правильно их рассматривать как «две стороны одной медали». И оптимальный вид реализуемых образовательных программ в идеале должен включать оба варианта: «step by step» oт симуляции ex situ к симуляции in situ.
Нина Невская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.