«Будем считать, что сделано» – границы допустимости в симуляционном обучении

Автор(ы): Энерт А.В., Дадэко С.М.

Город: Томск

Учреждение: Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России

Актуальность

Практическая подготовка к первичной специализированной аккредитации (ПСА) не всегда является доступной для слушателей цикла профессиональной переподготовки (ПП). Существует проблемный вопрос: «Отвечает ли ВУЗ за успешное прохождение ПСА слушателями циклов ПП или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»?». Данный вопрос решается по-разному: либо ВУЗ берет на себя обязанность и организует проведение очных занятий на базе симуляционных центров, либо подготовка к аккредитации становится проблемой только слушателей циклов ПП. На сегодняшний день интернет-ресурсы насчитывают огромное количество обучающих видеопособий, посвященных различным практическим навыкам в медицине, в том числе, созданных согласно паспортам станций ОСКЭ. Во многих из них при выполнении отдельных навыков руководствуются принципами «Будем считать, что сделано» или «Что обозначено, значит сделано». Возникают вопросы: «Как это будет отражаться на выполнении практических навыков в реальной ситуации?», «Эффективно ли такое обучение?», «Как аккредитуемые должны демонстрировать навык при сдаче экзамена, что бы получить «да» в оценочном чек-листе ?» и т.д.

Цель

Проанализировать качество обучающих видеопособий, для подготовки прохождения экзаменационной станции ОСКЭ «Экстренная медицинская помощь» (ЭМП) второго этапа первичной специализированной аккредитации.

Материалы и методы

В МАСЦ СибГМУ проводится ПСА более чем по 50 специальностям. У большинства специальностей в перечне практических навыков (умений) имеется паспорт станции ОСКЭ «ЭМП», которая является одной из самых трудных для аккредитуемых. На базе МАСЦ СибГМУ в 2021 году (в период до аккредитации) был организован учебный модуль в рамках программы ПП «Освоение практических навыков в симулированных условиях». На практических занятиях по отработке паспорта станции ОСКЭ не допускалось формального выполнения навыков. Часть специалистов (45%) прошли данный курс на базе МАСЦ СибГМУ в очной форме (группа 1), другая (55 %) проходили подготовку самостоятельно с использованием интернет ресурсов по причине отсутствия возможности очной учебы с отрывом от производства (группа 2). Было проведено анонимное анкетирование, в котором курсанты указывали источники, по которым проводилась подготовка к ПСА. Согласно полученным данным от курсантов, нами были проанализированы различные обучающие видеопособия, что позволило сделать определенные выводы. При просмотре видеопособий, оценивались следующие навыки: ABCDE-осмотр, диагностика остановки кровообращения, установка орофарингеального воздуховода, масочная вентиляция самораздувающимся мешком, работа с ручным электрическим дефибриллятором. В рамках прохождения паспорта ОСКЭ «ЭМП» второго этапа ПСА нами оценивалось правильность выполнения аккредитуемыми практических навыков перечисленных выше.

Результаты

Проведенный анализ видеопособий, доступных в свободном интернет-доступе, в большинстве случаев показал формальную демонстрацию практических навыков при оказании ЭМП. Курсанты из группы 1 на практических занятиях отработали каждый практический навык из пунктов оценочного чек-листа «ЭМП» и большинство из них показали высокие результаты демонстрации владения практическими навыками при прохождении станции ОСКЭ. Так же ими была продемонстрирована возможность прохождения этой станции с правильной демонстрацией навыков в отведенное время на станции. В группе 2 более 90% анализируемых практических навыков не было продемонстрировано правильно. Аккредитуемые из этой группы только обозначали или озвучивали действия (практический навык).

Обсуждение

Оказание ЭМП требует владение многими практическими навыками. Задача станции «ЭМП» − демонстрация аккредитуемым лицом навыков обследования пациента с резким ухудшением состояния, умения использовать оснащение укладки экстренной медицинской помощи и распознавать остановку кровообращения с использованием при необходимости ручного дефибриллятора. Большое количество, так называемых «обучающих» видеопособий для подготовки к ПСА демонстрируют только общую картину оказания экстренной помощи без правильной демонстрации отдельного практического навыка, что выглядит как «Будем считать, что сделано». Видеопособие с точки зрения физиологии восприятия информации дает комбинированное получение информации (визуальное и аудиальное). Органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Известно, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Именно поэтому необходимо использовать обучающие видеопособия с демонстрацией правильного выполнения навыков, которые будут способствовать закреплению полученных знаний, систематизации изученного материала, и останутся надолго в памяти обучающегося. Данные видеопособия, должны являться хорошей базой не только для подготовки к успешной аккредитации, но и быть актуальными для повседневной профессиональной деятельности. Демонстрация практических навыков в фильмах должна проводиться согласно всем требованиям и рекомендациям, существующим на сегодняшний день.

Выводы

Большая часть обучающих видеопособий, имеющихся в интернет-ресурсах, не соотвествовала требованиям для изучения методики выполнения практических навыков, а только давала общее представление о выполнении пунктов оценочного чек-листа. Аккредитация показала, что аккредитуемые не владели необходимыми практическими навыками и умениями, применимыми в реальной ситуации, а демонстрировали только знание чек-листа и обозначали выполнение манипуляций («будем считать, что сделано»). Необходимо внедрение единых требований к качеству обучающих видеопособий и присвоения «знака качества» от ведущих специалистов симуляционного обучения. Видеопособия, снятые по экзаменационным паспортам, должны соответствовать не только давать общее представление о паспорте станции ОСКЭ, но и демонстрировать правильность выполнения практических навыков, составляющих станцию ОСКЭ.

Тема: Аккредитация, оценивание
Анастасия Энерт

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: