Автор(ы): Рудин В.В., Кабирова Ю.А., Исаева Н.В., Артамонова О.А.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО "ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера" Минздрава России
Актуальность
Симуляционные технологии используются не только как обучающий инструмент, но и на законодательном уровне закреплены как способ проверки навыков при допуске к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, что отражено в процедуре первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Внедрение процедуры ПАС и ПСА в Российской Федерации выявило еще один из профессиональных навыков для медицинских и фармацевтических работников – организация и непосредственное проведение процедуры аккредитации. Актуальны данные навыки для медицинских и фармацевтических работников, входящих в состав аккредитационных комиссий и образовательных организаций, являющихся площадками проведения процедуры ПАС и ПСА. Данная роль отвечает четким профессиональным компетенциям в разделе организации здравоохранения. То есть организации некоего производственного процесса направленного на обеспечение функционирования системы здравоохранения в целом. Поскольку в организации производственных процессов в разных отраслях есть много общего для оптимизации работы мы решили применить для обучения процедуре проведения ПАС и ПСА универсальные технологии бережливого производства.
Цель
Организация аккредитации имеет определенные сложности, в частности это связано с большим количеством участников из разных структур (эксперты практического здравоохранения, вспомогательный персонал, сотрудники аккредитационных центров, а также аккредитуемые из разных учебных заведений). Дополнительной сложностью для нас также является наличие двух баз локализации процедуры ПАС и ПСА на нашей аккредитационной площадке с разными характеристиками. Шестилетний опыт организации данной процедуры выявил целый ряд «слабых мест» в организации процесса. Для оптимизации процедуры аккредитации был предпринят ряд методических и организационных мер.
Аккредитация сама по себе является своеобразным производственным процессом в ходе которого некому продукту (обучаемому) сообщается добавочная стоимость (знания и навыки), поэтому использование инструментов бережливых технологий при аккредитации делает возможным проанализировать те потери, которые тормозят его оптимизацию.
Материалы и методы
На основе опыта проведения аккредитаций в 2020-м году были выпущены методические рекомендации «Организационные основы и методическое сопровождение процедуры аккредитации специалистов с высшим медицинским образованием», позволившие сконцентрировать в небольшом объеме необходимый набор организационно-правой и методической информации для участников процедуры ПАС и ПСА.
При организации аккредитации с 2021 года мы начали активно использовать инструменты бережливого производства. В начале было проведено обучение всех сотрудников МАСЦ ФГБОУ во ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ в структурном подразделении нашего центра – УМЦ «Фабрика процессов «Lean&Trainig» на цикле повышения квалификации «Бережливый менеджмент в здравоохранении». Это позволило нам активно использовать инструменты бережливых технологий в своей работе и оптимизировать прохождение аккредитации. Но эффективная работа сотрудников МАСЦ это только часть успешно проведенной аккредитации.
В процессе проведения аккредитации возникает необходимость постоянного взаимодействия со всеми ее участниками (эксперты, вспомогательный персонал, сотрудники университета). Следующим этапом стала организация цикла по применению бережливых технологий в аккредитационном процессе «Основы бережливых технологий при проведении первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Симуляционный курс» в объеме 36 часов. Основной формой обучения бережливым технологии на котором является использование такой активной формы обучения как фабрика процессов. Фабрика процессов – учебный объект практического обучения, представляющий собой воспроизведение определенного управляемого процесса (на данном цикле этап аккредитации), в котором обучающиеся осваивают и отрабатывают умения, навыки и компетенции бережливого производства. Фабрика процессов соответствует классическому симуляционному тренингу, имеющему аналогичные части: входной контроль уровня подготовленности, инструктаж, постановка целей и задач тренинга; демонстрация «эталонного» выполнения, непосредственное выполнение учебного задания; обсуждение выполнения (дебрифинг) и итоговое выполнение задания с использованием выработанных рекомендаций. Каждый участник фабрики процессов действует в соответствии с установленными рабочими стандартами и не выходит за рамки установленных стандартов, пока в результате обсуждений для реализации принятых улучшений стандарты не будут изменены.
При обучении специалистов на нашем цикле мы используем 2 фабрики процессов: это «офисная» фабрика процессов, которая позволяет обучать и оптимизировать процесс аккредитации начиная с подачи аккредитуемым пакета документов на аккредитацию до внесения в приказ на аккредитацию и производственная фабрика процессов, в которой мы проигрываем второй этап аккредитации.
Результаты
Опыт организации и проведения процедуры ПАС и ПСА в весеннюю и летнюю сессии 2021 года показал объективное повышение эффективности работы, как членов АПК, так и технического и вспомогательного персонала. Это отразилось, в том числе на сокращении сроков аккредитации не смотря на увеличение количества подлежащих аккредитации специальностей и специалистов. А это позволило сократить время отвлечения специалистов здравоохранения Пермского края от лечебно-диагностического процесса в непростых условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
Выводы
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса благодаря выявлению и устранению потерь. Обучение принципам бережливого производства на цикле «Основы бережливых технологий при проведении первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Симуляционный курс» позволило интенсифицировать весь процесс аккредитации без потери качества, повысить ответственность всех участников аккредитации, сплоченность сотрудников для повышения эффективности коллективной работы.
Виктор Рудин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.