Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Перезагрузка симуляционного обучения во время пандемии

Перезагрузка симуляционного обучения во время пандемии

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО МУК)

Актуальность

На сегодняшний день система дистанционного обучения имеет широкий диапазон платформ и инструментов для поддержания образовательного процесса в условиях пандемии. Из-за разнообразия видов коммуникаций происходит постепенная замена традиционных форм обучения на телекоммуникационные средства, при этом сохраняется эффективное интерактивное общение между преподавателями и обучающимися. Хотя медицинское образование отличалось от других видов образования и дистанционное образование было внедрено частично, тем не менее в условиях тотальной самоизоляции, медицинское образование продолжала осуществлять процесс обучения, но уже с помощью IT- ресурсов. Для этого требовалась быстрая реакция сотрудников, студентов и преподавателей на создавшиеся новые условия, мобилизовались все внутренние интеллектуальные ресурсы для дистанционного общения. В IT-кампусе Медицинского университета Караганды был обеспечен полный доступ ко всем библиотечным и электронным ресурсам. Несмотря на имеющиеся условия IT-инфраструктуры ВУЗа образовательный процесс симуляционного центра столкнулся с определенными барьерами, связанными с тем, что освоение практических навыков не представляется возможным с помощью теории. Возникла необходимость тщательного планирования учебного процесса согласно расписанию практических занятий.

Цель

Цель настоящей работы - продемонстрировать возможности интеллектуального потенциала сотрудников симуляционного центра для реализации учебного процесса при обучении практическим навыкам в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 15 тренеров практических навыков и 510 студентов, предоставившие обратную связь по удовлетворенности учебным процессом в условиях тотальной самоизоляции.

Результаты

Все сотрудники симуляционного центра с середины марта 2020 года перешли на удаленную работу, однако это не отразилось на качестве предоставления учебного материала обучающимся. С помощью Интернет платформ ZOOM, Microsoft Teams, Webex и других способов web-связей преподаватели взаимодействовали со студентами в условиях дистанционного обучения. Преподаватели отметили активное участие обучающихся в учебном процессе (89%), повышение ответственности (95%), сопереживание сложившейся ситуации (90%) и готовность реагировать на любые изменения в процессе обучения (92%). Интеллектуальный климат сотрудников симуляционного центра является платформой, созданной на протяжении 13 лет существования центра. На YouTube канале университета имеются более 20 видеоматериалов для тренировки практических и клинических навыков. Кроме этого, обучающиеся получали задания посредством АИС «Платон» или MOODLE, а в процессе выполнения заданий, обучающиеся получали своевременную консультативную помощь и обратную связь от своих преподавателей. Базовые врачебные манипуляции с подробным разбором алгоритма действий на манекенах или тренажерах тренеры практических навыков демонстрировали во время проведения вебинара, получая или предоставляя своевременную обратную связь. В дополнение к теоретическому материалу и видео-урокам, студенты получали задания на онлайн платформе OpenLabyrinth с набором клинических случаев по профилактике медицинских ошибок. Клинические сценарии способствуют развитию навыка клинического мышления у студентов, они самостоятельно выбирают тактику ведения и лечения пациента, при этом исход заболевания пациента зависит от выбранных студентом опций сценария. Во время летней сессии все обучающиеся в онлайн режиме успешно прошли промежуточную и итоговую аттестацию (https://session.kgmu.kz).

Обсуждение

В условиях дистанционного обучения анализ интеллектуального потенциала сотрудников симуляционного центра показал новые возможности для мобилизации их на новые идеи. В целом произошла полная перезагрузка симуляционного обучения, были разработаны новые учебные видеоматериалы на случай новой волны пандемии. При возникновении у студентов непреодолимых технических проблем, связанных с невозможностью подключения к Интернету или других проблем, были приняты решения индивидуального характера. Опыт дистанционного обучения с применением симуляционных технологий позволяет выделить достоинства и ограничения онлайн обучения. Ограничения в дистанционном формате обучения у тренеров практических навыков были связаны с внешними факторами, такими как низкая скорость Интернета, отсутствие прямого контакта между преподавателем и обучающимся и локальная привязанность к ноутбуку или компьютеру, что делает удаленное обучение зависимым от технических средств. В качестве достоинства в работе преподавателя можно выделить следующее: доступность преподавателя в любое время, гибкость расписания контактных часов, экономия времени, самостоятельный поиск дополнительных знаний самими студентами, развитие самодисциплины, воспроизводимость занятий с помощью видео записи занятия.

Выводы

Таким образом, анализ симуляционного обучения, деятельность преподавателей в новых условиях и полученная обратная связь от всех участников образовательного процесса позволяет сделать следующие выводы:
1. Для эффективного жизнеобеспечения симуляционного обучения необходимо сочетать разнообразие форм преподавания и обучения онлайн и оффлайн обучения для освоения практических и клинических навыков.
2. Для повышения потенциала тренеров практических навыков симуляционного центра необходимо проводить специальные тренинги по использованию новых web-платформ и оказывать своевременную консультативную помощь в организации учебного занятия.
3. Использование различных платформ позволяет снизить учебную нагрузку и исключает возможность проблем с обучением, а также позволяет своевременно предоставлять обратную связь обучающимся.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: