Автор(ы): Горшков М. Д.
Город: Москва
Учреждение: РОСОМЕД. ЕвроМедСим, Европейский Институт Симуляции в Медицине
Актуальность
Преимущества цифровых (информационных) технологий в медицинском обучении хорошо известны. Однако лишь с развитием пандемии произошел существенный скачок в распространении дистанционных методов и широком применении цифровых технологий в медицинском образовании. Вернётся ли все на круги своя по мере исчезновения эпидемиологической угрозы? Будут ли развиваться и дальше виртуальные технологии в медицинском образовании? Является ли их внедрение естественным процессом или же лишь навязанным обстоятельствами временным явлением? Мечтают ли студенты об электрических пациентах?
Цель
Рассмотреть виртуальное (цифровое) обучение с точки зрения теории Маслоу и определить возможность естественного встраивания цифрового обучения в пирамиду потребностей современного человека. Перефразируя название книги Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах”, мы спрашиваем: "Мечтают ли студенты об электропациентах?"
Материалы и методы
Американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал в 1943 году работу об иерархии потребностей, состоящей из пяти ступеней (позже – семи). Впоследствии работа получила известность как Пирамида потребностей Маслоу, где на нижних, базовых уровнях расположены Физиология и Безопасность, а на верхних – Признание, Познание и Самоактуализация. Произведен анализ оригинальных работ и обобщение собственного опыта и наблюдений.
Результаты
Хотя на первый взгляд потребителями цифрового обучения являются студенты, они составляют лишь основную, но не единственную группу пользователей. Помимо них виртуальные образовательные технологии применяются, а их достижения используются преподавателями, IT-специалистами, администраторами (руководством) учебных заведений и отрасли в целом. И для каждой из рассмотренных групп экстраполяция иерархии Маслоу дает соответствующие каждому уровню результаты. Так, в частности, говоря о медицинских студентах, можно утверждать, что созданный должным образом цифровой образовательный продукт позволяет им реализовывать потребности от базовых (учиться, становиться врачом, получать образование) до самых высоких уровней иерархии – общаться, познавать, признавать и быть признанным, ценить красоту и комфорт, развивать собственную личность.
Выводы
Мечтают ли студенты об электрических пациентах? Да, но только о тех, что сделаны со смыслом, умом и любовью! О тех, которые удовлетворяют всем или большинству их потребностей - от базовых, до высших.
Максим Горшков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.