Автор(ы): Ганузин В.М., Черная Н.Л., Шубина Е.В.
Город: Ярославль
Учреждение: ФГБОУ ВО Ярославский государственный медицинский университет МЗ РФ
Актуальность
Оказание медицинской помощи детям и подросткам при ургентных состояниях во все времена являлось актуальной проблемой. Поэтому при обучении студентов и ординаторов в ВУЗе одной из важнейших задач является подготовка врача-педиатра, владеющего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями оказания неотложной помощи детям врачами поликлиники, стационара и бригады скорой медицинской помощи (СМП). В свою очередь, обучение и аккредитация врачей-специалистов с помощью симуляционных технологий является актуальной задачей современности.
Цель
исследования: опыт работы по реализации симуляционных технологий в процессе освоения практических навыков оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации специалистов.
Материалы и методы
Кафедра поликлинической педиатрии первая на педиатрическом факультете ЯГМУ с 2001 года приступила к обучению студентов 5-го и 6-го курсов практическим навыкам оказания экстренной и неотложной помощи детям на тренажере «ЭЛТЭК – малыш». Тренажер позволял студентам в короткое время выработать устойчивый стереотип действий, необходимых для успешного проведения мероприятий по спасению жизни пострадавшего ребенка.
Муляж ребенка копировал внешние анатомические признаки и двигательные функции ребёнка, а анатомический дисплей, содержащий видеоимитаторы жизненно важных внутренних органов ребёнка и изменения их работы под действием повреждающих факторов, успешно обеспечивал временной контроль обучающих программ. В процессе обучения использовались 14 программ: освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка и надгортанником; освобождение дыхательных путей при обтурации инородным телом (ребенок без сознания); освобождение дыхательных путей от инородного тела у ребенка, находящегося в сознании; освобождение дыхательных путей при обтурации жидкостью; освобождение дыхательных путей при обтурации корнем языка при травме шейного отдела позвоночника; искусственная вентиляция легких; остановка наружного кровотечения при ранении головы; остановка наружного кровотечения при ранении руки; остановка наружного кровотечения при ранении ноги; наружный массаж сердца; искусственная вентиляция легких с наружным массажем сердца; электрическая дефибрилляция; неотложная помощь при шоке; неотложная помощь при наркотическом отравлении.
Результаты
На тренажере «ЭЛТЭК – малыш» прошли обучения и получили практические навыки оказания экстренной и неотложной медицинской помощи детям около 4000 студентов 5, 6 курсов и ординаторов, часть из которых сейчас работает врачами в бригадах на станции СМП.
Обсуждение
Внедрение современных методов симуляционного обучения в образовательные программы выпускных курсов медицинского ВУЗа позволяет эффективно подготовить обучающихся к реальной практической деятельности врача. Особенно актуален данный формат подготовки для отработки алгоритмов оказания оказания экстренной и неотложной помощи. Очевидно, что в ургентной ситуации от врача требуется подход "быстрых решений", основанный на сформированном в ходе симуляционного обучения автоматизированном стереотипе действий. Полученный в ходе обучения около 4000 студентов и ординаторов опыт свидетельствует о высокой эффективности данной методики освоения практических навыков и повышения качества подготовки специалистов.
Выводы
В настоящее время в университете функционирует Центр симуляционного обучения и аккредитации специалистов с большим набором различных тренажеров и манекенов, обучение и аккредитацию на которых проходят не только студенты, но и врачи различных специальностей, в т.ч и врачи бригады СМП, в рамках последипломного образования.
Елена Шубина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.