Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Обучение базовым медицинским навыкам в дистанционном формате

Обучение базовым медицинским навыкам в дистанционном формате

Автор(ы): Кемелова Г.С., Заровный К.В.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО МУК)

Актуальность

Нынешняя эпидемиологическая ситуация поставила все медицинские организации образования в беспрецедентное положение и привела к значительным изменениям в подходах к обучению. Рекомендации по строгому дистанцированию послужили катализатором превращения очного обучения в полностью онлайновую модель преподавания. Особенно проблематичной оказалась организация симуляционного обучения, которая сталкивается с некоторыми уникальными проблемами. Максимальная эффективность обучения достигается благодаря использованию специальных тренажеров, манекенов, моделей и виртуальных ресурсов. Переход к проведению занятий в дистанционном формате привел к необходимости решать конкретные вопросы, касающиеся разработки качественно новых методических рекомендаций с организацией видеоконференций, демонстрирующих выполнение множества различных медицинских манипуляций с использованием минимального набора симуляционных средств.
В программе обучения студентов 2 курса специальности «общая медицина» в рамках обязательных дисциплин предусмотрен симуляционный курс «базовые медицинские манипуляции». Данная дисциплина охватывает 3 кредита в объеме 90 часов и полностью проводится в симуляционном центре. В условиях пандемии данная дисциплина проходила в дистанционном формате. По завершению прохождения симуляционного курса было проведено анкетирование студентов иностранного отделения 2 года обучения.

Цель

Целью исследования явилось определение удовлетворенности студентами методами преподавания в дистанционном формате для его дальнейшего совершенствования и повышения качества организации симуляционного обучения.

Материалы и методы

Анкета включала 32 вопроса на английском языке, была размещена на платформе Google form и доступная всем студентам, прошедшим дисциплину «базовые медицинские манипуляции».

Результаты

В анкетировании участвовали 98 обучающихся, прошедших дисциплину «базовые медицинские манипуляции», иностранного отделения, обучающиеся на 2 курсе, английский язык обучения. На вопрос «Какие позитивные факторы от внедрения дистанционной формы обучения Вы можете отметить?» наиболее частым ответом было: повышение организованности обучающегося – 57,14% и возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся – 18,37%. На вопрос «Что затрудняет внедрение дистанционной формы обучения?» были получены следующие ответы: сложности в преподавании и оценке практических навыков онлайн – 12,24%; высокий риск коррупционных ситуаций в отношениях преподавателя со студентом – 0%; не совершенность предложенных информационных платформ – 0%; недостаточность информационных навыков самих обучающихся – 6,12%; неготовность обучающихся к дистанционной форме обучения – 2,04%; сложности в оценке учебных достижений обучающихся – 10,2%; недостаточность специализированных учебно-методических материалов в университете – 5,1%; отсутствие общения с сокурсниками – 1,02; отсутствие возможностей для самостоятельной учёбы дома – 0; недостаточный уровень владения преподавателями средствами – 0, другое – 63,27% (указали на отсутствие затруднений). На вопрос «Какова эффективность дистанционной формы обучения, внедренной в университете?» предлагалось выбрать числовой показатель (от 1 до 10), соответствующий представлениям студента по этому вопросу. Средний показатель – 7,2. На вопрос «Какова эффективность дистанционной формы обучения, внедренной в Центре по пройденной дисциплине?» средний показатель – 7,8. На вопрос «Каковы основные характеристики обучения по данной дисциплине?» ответили: отличный контакт с преподавателем – 34,69%, интересный контент обучения – 39,8%, разнообразие методов обучения – 2,04%, чрезмерная учебная нагрузка – 4,08%, сложности доступа к ресурсам – 0%, несовершенство системы оценивания – 3,06%, адекватное оценивание – 16,33%. На вопрос «В процессе выполнения заданий на какой материал Вы чаще всего опирались?» 92,86% указали, что использовали учебный материал, предоставленный преподавателем, 7,14% другие источники. На вопрос «Какие факторы более всего влияют на формирование профессионализма врача?» 65,31% ответили «отношение к больным, внимательность, доброжелательность и полная самоотдача, 26,53% - выбрали «компетентность, полное владение теоретическими и практическими навыками» и лишь 8,16% выбрали «мобильность, умение использовать передовые технологии, обмен международным опытом». Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что студенты удовлетворены качеством организации учебного процесса и используемыми образовательными технологий в симуляционном центре.

Обсуждение

В целом, обучающиеся 2 курса специальности "общая медицина" были удовлетворены организацией дисциплины "Базовые медицинские манипуляции" в дистанционном формате. Все материалы, предоставленные в процессе обучения, были доступными, актуальными и надежными. Сами обучающиеся отмечают, что стали более организованными (57,14%), процесс обучения отвечал их ожиданиям и требованиям, подходы преподавания в 18,37% случаях носили индивидуальный характер.

Выводы

Таким образом, с началом пандемии настало время быть максимально креативным для внедрения новшеств и исследования подходов к разработке и предоставлению качественного дистанционного образования. Подобная практика является возможностью для повышения педагогического потенциала кадров, обеспечения доступа к качественному онлайн-образованию, нацеленного на профессиональное развитие, а также подготовку будущих кадров здравоохранения к альтернативным средствам непрерывного образования. Онлайн обучение открывает новые возможности для привлечения студентов к самообразованию, формируя в них ответственность за своё будущее и развивая навыки и компетенции, соответствующие мировым стандартам современного специалиста в области здравоохранения.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: