Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе

Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе

Автор(ы): Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Лисица И.А., Кузнецова Ю.В., Завьялова А.Н.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

Современное законодательство в области высшего профессионального образования регулирует возможности использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Подобные методики широко используются не только в системе подготовки обучающихся немедицинских специальностей, но и в рамках непрерывного медицинского образования. Использование ДОТ в системе преддипломного образования до 2020 года не имело широкого распространения при очной форме обучения. Однако пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 привела к необходимости оперативного внедрения электронных технологий в образовательный процесс. Неопределенная на настоящий момент продолжительность распространения инфекции диктует необходимость определение места ДОТ в системе современного медицинского образования.

Цель

Анализ результатов обучения студентов практическим компетенциям на основе использования ДОТ.

Материалы и методы

В Санкт-петербургском государственном педиатрическом медицинском университете, ввиду сложной эпидемиологической ситуации в стране, с апреля 2020 года образовательный процесс переведен в дистанционный формат. С этой целью для практических занятий использовались Интернет-платформы, где проходили семинары, лекции и зачеты по дисциплинам.
Среди студентов 1 курса по специальности «Леченое дело», проходивших обучение по курсу «Клиническая учебная практика: общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профилей», проведено анонимное социологическое исследование, направленное на определение возможности использования ДОТ при формировании профессиональных компетенций и обучении практическим навыкам и умениям. В работу включены 71 анкеты, состоявшие из 24 вопросов.

Результаты

Использование ДОВ в медицинском вузе считают возможным 60 респондентов (84,5%), из них 38 студентов (53,5%) предложили ограничить использование онлайн-технологий теоретическими предметами, 16 человек (22,5%) определили необходимость их использования в виде дополнительных учебных модулей, трое (4,2%) - как возможность устранять академические задолженности по пропущенным занятиям. Также трое студентов уверены в возможности перевода обучения в дистанционный формат.
Выявлены учебные дисциплины, предлагаемые студентами к переводу в исключительно онлайн-формат: История, включая Историю медицины и Историю Отечества – 43 респондента, Иностранный язык – 29 человек, Психология и Педагогика – 25 студентов, Латинский язык и Экономика – по 17 человек, Физика и Химия – по 10 человек, Математическая статистика – 8 человек, Биология – 4 человека, Нормальная анатомия человека – 2 студента. Все лекции предложили перевести в дистанционный формат 52 (72,8%) опрошенных студентов. Следует отметить, что 11 студентов (15,5%) считают недопустимым использование ДОТ в медицинском вузе. Определены дисциплины, онлайн-обучение которым, по мнению студентов, не должно быть переведено в дистанционный формат: Нормальная анатомия человека (n=58), Гистология (n=53), Биологическая химия (n=41), Учебная практика , Клиническая учебная практика и Производственная практика (n=34), Биология (n=25), Химия (n=14), Физическая культура (n=8), Латинский язык (n=5), Физика (n=4).
Несмотря на то, что базовой Интернет-платформой для дистанционного обучения в СПбГПМУ являлся Discord, применялись иные программы, используя их ключевые особенности: Whereby (n=61), Zoom (n=45), Googe-classroom (n=63), Skype (n=10). Важными параметрами при выборе дистанционной платформы обучения являлись: четкость связи (n=22), возможность просмотра видеофильмов, обучающих презентаций (n=23), возможность голосового общения с преподавателем (n=19), наличие текстового чата (n=16); понятный дизайн интерфейса платформы ДОТ отметили 19 студентов, стабильность Интернет-соединения – 7 обучающихся. Среди анализируемых анкет определены оптимальные программы: ДОТ для использования аудио- и видео-форматов (Discord – 48, Whereby – 11, Googe-classroom, Zoom и Skype (n=4); текстового формата с возможностью проведения тестирования (Googe-classroom – 24, Discord – 21). В 37 (52,1%) случаях при обучении использовали персональный компьютер или ноутбук, в 34 (47,9%) – мобильный телефон или планшет. Проблемы Интернет-соединения возникали у 64 (90,2%) опрошенных студентов, среди которых у 45 студентов значительного не повлиявшие на процесс обучения. Также 32 студента признались в том, что во время проведения практических занятий, а также периодической аттестации (зачетов, экзаменов) пользовались дополнительными материалами, 17 обучающихся – в том, что разницы в списывании в онлайн или оффлайн форматах обучения нет.

Обсуждение

Выделены основные преимущества ДОТ: выделение свободного времени, в том числе на самоподготовку (n=21), нахождение дома, психологический комфорт (n=20), отсутствие временных и материальных потерь (n=18), отсутствие необходимости искать дополнительную литературу для подготовки, так как необходимая информация представлена в преподавателем в презентации (n=16), простота в обучении и возможность «круглосуточной» связи с преподавателем (n=12), возможность «присутствовать отсутствуя» (n=8).
К основным недостаткам использования ДОТ респонденты отнесли: невозможность формирования практических компетенций, в том числе работа с анатомическими, гистологическими препаратами, манекенами (n=47), трудность в объективном оценивании знаний студента (n=27), отсутствие «живого» общения с преподавателями или другими студентами (n=16), ослабление мотивации к обучению дома (n=12), нагрузка на зрение (n=9), нестабильное Интернет-соединение (n=7), обязательное использование технических средств (n=3).

Выводы

Дистанционные образовательные технологии способствуют хорошей и комфортной теоретической подготовке, но без обязательного контроля над обучающимися занятия могут носить формальный характер.
Учитывая невозможность формирования практических компетенций, необходимо использовать дополнительные факультативные занятия на симуляторах для освоения и закрепления практических навыков на старших курсах.
Выживаемость полученных знаний требует дальнейшего исследования.

Тема: Организационные вопросы НПР
Олег Лисовский

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: