Автор(ы): Паролина Л.Е., Отпущенникова О.Н.
Город: Москва
Учреждение: ФГБУ «НМИЦ ФПИ» Минздрава России
Актуальность
Разработка и актуализация фонда оценочных средств для первичной специализированной аккредитации специалистов осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Высокая интенсивность современного потока профессиональной информации требует своевременной актуализации аккредитационных материалов, способных выявлять подготовку специалистов с учетом классического образования и современных достижений медицинской науки и практики, готовых полноценно выполнять трудовые функции в соответствии с имеющимися профессиональными стандартами.
Цель
Оптимизировать методические подходы к актуализации перечня основных разделов специальности для первичной специализированной аккредитации специалистов.
Материалы и методы
Для решения поставленной задачи использованы профессиональные стандарты врачей-специалистов по трем специальностям (Пульмонология, Фтизиатрия, Инфекционные болезни), квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО), примерные дополнительные программы первичной переподготовки специалистов по соответствующим специальностям. Произведено сопоставление учебных планов, квалификационных требований по специальности, трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт специалиста, требований ФГОС ВО. Пересмотр разделов для актуализации аккредитационных материалов первичной специализированной аккредитации специалистов осуществлен в последовательном порядке в соответствии с планом изучения дисциплины с привлечением экспертов по каждой специальности.
Результаты
Экспертная оценка действующего перечня основных разделов специальности для первичной специализированной аккредитации специалистов выявила несоответствие структуры блоков формируемых аккредитационных материалов комплексу квалификационных требований нормативных документов по специальностям. По согласованию с экспертами по всем трем специальностям определен методический подход к выделению разделов (модулей), обязательных для наполнения аккредитационными материалами в виде формирования банка заданий в обязательной логической последовательности. Утвержден следующий порядок модулей по специальностям «пульмонология», «фтизиатрия», «инфекционные болезни»: 1). Теоретические разделы дисциплины: эпидемиология, этиология, патогенез, патологическая анатомия и патологическая физиология. 2). Методы выявления и диагностики заболеваний у пациентов. Основные симптомы и синдромы. 3)-7). Основные группы заболеваний соответствующего профиля – клинические проявления, особенности диагностики, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов. 8). Осложнения заболеваний; оказание медицинской помощи в экстренной форме. 9). Лечение, абилитация и реабилитация пациентов. 10). Вопросы профилактики заболеваний. 11). Основные вопросы коморбидности. Особенности проявлений при системных заболеваниях. 12). Основы социальной гигиены и организация медицинской помощи соответствующего профиля населению. Организация и структура профильной службы в России.
Обсуждение
Методический подход в виде привлечения экспертов по специальности и формирования логического порядка разделов дисциплины, по которым необходимо обеспечить аккредитационные материалы, требует детального анализа всех нормативных документов. Методические подходы к актуализации списка основных разделов специальности для первичной специализированной аккредитации врачей целесообразно соотносить с перечнем профессиональных компетенций. Для специалистов, профессиональная деятельность которых больше связана с диагностикой различных заболеваний (лабораторная клиническая диагностика, эндоскопия, рентгенология и др.), равно как и для группы врачей хирургического профиля, формирование разделов будет несколько иное, отвечающее соответствующим трудовым функциям. При этом объем аккредитационных материалов для каждой специальности должен определяться особенностями профессиональной деятельности специалиста.
Детальный анализ особенностей профессиональных компетенций при составлении перечня разделов аккредитационных материалов позволяет учесть все необходимые требования для профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.
Выводы
Методический подход, учитывающий экспертное мнение и нормативную базу универсальных и профессиональных квалификационных требований к врачебной деятельности, целесообразен при пересмотре перечня разделов по специальности, упростит работу по актуализации и экспертной оценке аккредитационных материалов для первичной специализированной аккредитации специалистов и будет способствовать повышению качества оценочных материалов, что в последующем отразится на качестве проведения процедуры первичной специализированной аккредитации.
Ольга Отпущенникова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.