«Калейдоскоп ролей» в симуляционном обучении студентов

Автор(ы): С.Н. Котляров, А.Л. Шумова, Л.В. Клишунова

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Актуальность

Пандемия COVID-19 акцентировала внимание на качестве и безопасности оказания медицинской помощи, в частности, при проведении различных манипуляций. Такие навыки, как владение алгоритмами, работа в команде, взятие на себя лидерских функций, высокая личная ответственность требуют применения технологий обучения будущих врачей сестринским манипуляциям в ином формате, который позволит максимально быстро и эффективно освоить необходимые навыки. Важным условием освоения манипуляционной техники является понимание каждого шага, выполнение манипуляции с учетом возможных рисков, что в дальнейшем будет способствовать снижению количества ошибок.

Цель

Изучить возможность применения игровых форм в симуляционном обучении для повышения мотивации и вовлеченности студентов в освоение сестринских манипуляций

Материалы и методы

Технология игрового моделирования («Калейдоскоп ролей») была разработана по модели аккредитации специалистов для оценки практических навыков. Используя чек-листы манипуляций, Эксперты оценивали работу Участника в контексте рисков безопасности. В работе приняли участие 88 студентов из 8 академических групп. В команду входит Участник, выполняющий манипуляцию, и пять Экспертов, один из которых – Главный эксперт. Экспертиза вначале строится по модели аккредитации, что также вносит определенный вклад в мотивацию студентов. Эксперты наблюдают за выполнением Участником алгоритма манипуляции на симуляционном оборудовании, затем каждый Эксперт, работая с чек-листом, подсчитывает результат и озвучивает свое заключение (процент правильного выполнения шагов, отмеченные ошибки, зачет или незачет манипуляции), а Главный эксперт подводит итог по критериям рисков: инфекционных, клинических и технологических. Таким образом, шесть студентов вплотную работают с чек-листами, анализируя каждый шаг по системе рисков. В дальнейшем каждый Эксперт дает заключение не только по зачету манипуляции, но и по рискам, а Главный эксперт – по критериям безопасности оказания медицинской помощи (лекарственная, инфекционная и т.д.).

Результаты

Анонимный опрос студентов после прохождения цикла занятий показал, что практически все студенты (93%) поддержали данный формат работы. В 6 группах студенты предложили включать одновременно работу 2-х команд, так как нахождение в роли наблюдателя для них оказалось неинтересным. В 5 группах старосты групп брали на себя роль лидеров и стремились быть Главными экспертами. Интересно то, что в 4 группах проявились неформальные лидеры, которые брали на себя функции преподавателя, организуя подготовку, распределяя роли и осуществляя фасилитацию работы одногруппников. Практически, эти студенты в дальнейшем могут быть тренерами симуляционного обучения.

Обсуждение

Следует отметить, что подобный сценарий моделирования ролей мотивировал студентов на активную самостоятельную подготовку во внеурочное время и эффективное использование времени занятия. Основная функция преподавателя заключалась в фасилитации - стимулировании, инициировании и поощрении рефлексии и самоподготовки студентов в процессе учебной деятельности, поддержки оптимального ролевого взаимодействия, открытого высказывания собственного мнения, создании доброжелательного климата при возникновении угрозы конфликта.
Играя роль Эксперта или Участника, студенты уделяют внимание не только собственной работе, но и проводят рефлексивную оценку своих действий, что позволяет им определиться как со своими возможностями, так и со своими затруднениями с учетом внешней оценки коллег. Преподаватель обеспечивает эффективную коммуникацию и демонстрирует особенности общения в ситуациях напряжения (несогласие Участника с оценкой Эксперта), влияния межличностных отношений на оценку результатов работы, включение в работу наблюдателей при незавершенной работе команды и других. Основная задача преподавателя – создать условия для эффективного усвоения манипуляций всеми студентами, одним из таких условий, на наш взгляд, является применение игровых технологий, позволяющих отработать навыки командного взаимодействия на основе личной ответственности и квалификации и повышения интереса к симуляционному циклу.

Выводы

Игровое моделирование в оценке освоения будущими врачами сестринских манипуляций позволило существенно активизировать мотивацию студентов и развить у них рефлексию собственной учебной деятельности.
Игра "Калейдоскоп ролей" способствует развитию готовности будущих специалистов анализировать результаты собственной работы для предотвращения профессиональных ошибок, формирует готовность к участию в системе непрерывного профессионального образования.

Тема: Коммуникативные навыки
Александра Шумова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: