Автор(ы): Кулигин А.В., Матвеева Е.П.
Город: Саратов
Учреждение: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Актуальность
С введением процедуры аккредитации перед образовательными учреждениями были поставлены определенные задачи, которые состояли как в технической подготовке, так и в изменении подхода к обучению. Бездумное копирование оцениваемых действий и механическое запоминание правильных ответов приводит к формированию шаблонного мышления у молодого специалиста. В этом случае добиться повышения качества оказания медицинской помощи, как конечной цели образовательного процесса в медицинском вузе практически невозможно. С учетом особенностей восприятия молодого поколения надо задуматься о перестройке системы преподавания клинических дисциплин и проверки полученных знаний на всех этапах обучения.
Анкетирование 1000 молодых врачей со стажем менее 5 лет по оценке их подготовки в вузе показало, что по клиническим дисциплинам только 23% респондентов оценили свою подготовку как хорошую, 55% - как удовлетворительную, а 22% - как неудовлетворительную. Оценка молодыми врачами качества сформированных в вузе практических умений и навыков показала следующее: 12% считали их качество хорошим, 49% -удовлетворительным и 39% - неудовлетворительным. Респонденты отмечают низкий уровень усвоения практических навыков оказания и не имеют четкого отлаженного алгоритма действий.
В ходе тестирования базовых манипуляций врача скорой помощи врачи совершают серьезные ошибки. 80% врачебных ошибок возникает вследствие отсутствия навыков работы в команде. Проблемы теоретической подготовки оказывают гораздо меньшее влияние на частоту врачебных ошибок, чем пробелы в формировании навыков коммуникации и лидерских качеств.
Цель
Обобщить и систематизировать имеющийся опыт применения современных образовательных технологий в подготовке конкурентоспособного врача скорой медицинской помощи в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского и подобрать оптимальную методику работы с группой
Материалы и методы
Анализ эффективности применения симуляционного обучения в Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского был проведен в 2018-2020 г.г. среди слушателей центра дополнительного профессионального образовани. В рамках обучения было проведено 15 занятий в 4 группах с использованием современных образовательных технологий (исследуемая группа). Контрольную группу составили сопоставимые по количеству группы слушателей не прошедшие обучение с применением данных технологий обучения. При анализе исходного уровня знаний различий выявлено не было.
В процессе преподавания дисциплины у врачей оценивали уровни овладения следующих практических навыков: применение экстренной медицинской помощи с применением FAST-протокола, пункция и катетеризация подключенной вены под УЗИ-навигацией и др. Слушателем с высоким и удовлетворительным уровнем овладения относили к группе освоивших практический навык, обучающихся с низким уровнем овладения - к группе не освоивших. Для определения степени овладения были использованы алгоритмы выполнения манипуляций, разработанные на основании порядков оказания скорой медицинской помощи пострадавшим (чек-листы). По чек-листу оценивались, техника выполнения, соблюдение время действий. Степень освоения с учетом баллов делилась на высокий, удовлетворительный, низкий уровни.
Результаты
При оценке степени освоения практических навыков было выявлено, что в группе исследования обучающихся с высоким и удовлетворительным уровнем знаний составили 93,3%, в контрольной группе их количество составило 70,5%. Количество врачей, не сумевших овладеть практическими навыками было в контрольной группе на 17% больше, чем в исследуемой группе.
Для оценки результатов внедрения данной технологии исследованы результаты исследования, испытанные на опыте в каждой группе, испытании нахождения в коллективе. В результате проведенной работы участников контрольной группы отметили повышение уровня согласованности внутри коллектива; взаимопонимания, сотрудничества, продуктивности при работе в коллективе.
Проведенная работа в контрольной привела к значительному повышению показателей межличностного взаимодействия по мере проведения эксперимента. При анализе показателей в группе сравнения отмечался их меньший прирост, что свидетельствовало о замедлении процессов интеграции и формировании коллектива в ней. Изменение социально-психологических позиций врачей в контрольной группе достоверно (Р <0,5)
Выводы
С помощью квеста можно сформировать клиническое мышление, поскольку данный вид игры учит выявлять логические закономерности в цепи событий. Кроме того, успешное прохождение квеста по определенным аспектам практической деятельности может служить своего рода допуском к работе, где слушатель будет участвовать в процессе оказания помощи, подходя к ситуации не механистически, заучив последовательность манипуляций, а осознанно.
При внедрении современных образовательных технологий, как формы практических занятий отмечена высокая эффективность использования времени для занятий самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные приемы обучения выступают как современные технологии учебного процесса. Благодаря внедрению технологий обучающиеся приобрели возможность в процессе обучения оптимизировать обратную связь и получить поддержку от коллег и преподавателей.
Игровые технологии как, как совокупность методов и инструментов, являются способом закрепления материала в долговременной памяти у обучающихся. Интерес к интеллектуальной и тематической игре, который можно пробудить у врача, будет впоследствии служить основой для внутренней мотивации к дальнейшему повышению квалификации и саморазвитию. Квест, как задание с решением логических задач, может являться идеальным способом, как обучения, так и проверки полученных знаний
Екатерина Матвеева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.