Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Унификация подготовки школьников медицинских классов к конкурсам предпрофессиональных умений

Унификация подготовки школьников медицинских классов к конкурсам предпрофессиональных умений

Автор(ы): И.П.Левчук, М.В.Костюченко

Город: Москва

Учреждение: Российский национальный исследовательский медицинский университет им.Н.И.Пирогова

Актуальность

В настоящее время в рамках профориентационного обучения школьников идет достаточно активная работа, разрабатываются и внедряются летние медицинские курсы и школы, проводятся фестивали, что позволяет более осознанно подойти к дальнейшему обучению в медицинском вузе и выбору специализации медицинской деятельности. Также с целью профориентации и аттестации учащихся по программе медицинский класс в московской школе с 2018 года был внедрен предпрофессиональный экзамен, включающий в теоретической части программы по биологии, химии, основам медицинских знаний и другим естественнонаучным предметам, в практической части оцениваются навыки по оказанию первой помощи. С 2021 года предпрофессиональный экзамен проводится в формате конкурса предпрофессиональных умений «Предпрофессиональная мастерская медицинского профиля». Подготовка учащихся медицинских классов к предпрофессиональному экзамену, особенно к практической части, является важным аспектом в подготовке будущих медицинских кадров, т.к. значительно облегчает дальнейшее обучение в университете по дисциплинам в области неотложной помощи.

Цель

Цель - анализ качества освоения учащимися медицинских классов практических навыков оказания первой помощи и унификация подготовки к конкурсам предпрофессиональных умений.

Материалы и методы

С 2018 года на базе РНИМУ им.Н.И.Пирогова проходит предпрофессиональный экзамен (конкурс предпрофессиональных умений "Предпрофессиональная мастерская медицинского профиля") для учащихся медицинских классов московских школ, в 2021 году подали заявки на участие также школьники из других регионов России. Проведен анализ результатов и оценка ответов участников, сравнивались результаты ответов при очном и дистанционном проведении практической части ( в связи с ограничениями на период пандемии COVID-19). Практическая часть экзамена проводится в форме решения практических ситуационных задач (кейсов). Результаты экзамена оцениваются в баллах, максимум 60 баллов за 2 кейса, в ходе решения которых участник должен продемонстрировать знания алгоритмов оказания первой помощи и практических навыков работы с табельными (медицинские средства, входящие в состав аптечек первой помощи) и импровизированными средствами при различных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях. Все кейсы моделировались на манекенах, для демонстрации некоторых практических навыков привлекались волонтеры (студенты).

Результаты

Анализ результатов практической части конкурса показал, что наибольшие затруднения, несмотря на достаточно широкий охват школьников профориентационными мероприятиями, вызывают выполнение мероприятий сердечно-легочной реанимации (28%-затруднения с алгоритмом, 7%-неправильное соотношение компрессий грудной клетки и искусственных вдохов, 72%-затрудняются с проведением оценки эффективности реанимации, прерывая реанимацию слишком часто, 34%-затруднения с демонстрацией навыков при правильном их описании, 26%-останавливались после выполнения первого цикла компрессий и вдохов), остановки наружного кровотечения (14%-затруднения при наложении жгута, 24%-затруднения при выполнении давящей повязки, 12%-затруднения в выборе метода остановки кровотечения, 34% - забывали о необходимости продолжения мероприятий первой помощи после временной остановки кровотечения), оказания помощи пострадавшим с термической травмой (24% - незнание алгоритмов). Более половины участников были остановлены экзаменатором при попытке выполнения практических навыков с нарушением правил личной безопасности. Также у 28% участников затруднения были в выборе средств первой помощи и их применении.

Обсуждение

Обучение основам оказания первой помощи входит в школьную дисциплину "Основы безопасности жизнедеятельности", однако в зависимости от учебно-методического комплекта и образовательной программы, применяющейся в конкретной школе, первую помощь изучают в 6,9 или 10 классах. Анализ доступных школьникам для подготовки ресурсов показывает их недостаточность для подготовки к конкурсу предпрофессиональных умений, в УМК для школ практически полностью отсутствует демонстрация практических навыков, а интернет-ресурсы зачастую могут демонстрировать выполнение навыков с ошибками или по старым алгоритмам. Обучение школьников основам первой помощи, особенно в медицинских классах, должно согласовываться с перечнем состояний, при которых необходима первая помощь, и ключевым мероприятиям при них (согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»), а также с Примерной программой обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь, одобренной Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки». С целью ликвидации дефицита профильного учебного материала по первой помощи для школьников медицинских классов разработано учебное пособие "Первая помощь при несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях", ориентированное на восполнение дефицита практических навыков у школьников, и видеолекции с демонстрацией практических навыков для подготовки к конкурсу. На базе кафедры медицины катастроф РНИМУ им.Н.И.Пирогова проходят курсы первой помощи для школьников, консультации в виде лекций и практических мастер-классов, мероприятия по первой помощи в рамках Университетских суббот.

Выводы

Несмотря на значительное количество общедоступной информации по первой помощи в настоящее время наблюдается недостаточность практической составляющей подготовки учащихся медицинских классов. Внедрение единой программы подготовки по первой помощи с упором на современные алгоритмы и освоение практических навыков является важной задачей и позволит значительно повысить их готовность к будущему обучению в медицинском вузе и оказанию первой помощи не только в симулированных условиях конкурса, но и в реальной обстановке.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Марина Костюченко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: