Готовность населения к оказанию первой помощи в экстренных ситуациях и ее эффективность

Автор(ы): Дорофеев А.Л.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

Здоровье человека является естественной, абсолютной и непререкаемой жизненной ценностью, и от скорости и качества оказания первой помощи порой зависит жизнь человека и эффективность последующих медицинских действий.
Оказание первой помощи регламентируется статьей 31Федерального закона №323-ФЗ. В положениях нормативного документа выделяются группы, которые обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом, в том числе: сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. П.4 ст.31 этого закона декларирует, что другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь включает в себя отсутствие сознания, остановку дыхания и кровообращения, наружное кровотечение, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, отморожения, отравления.
Важным моментом является факт, что в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу проводят инструктаж по охране труда и оказанию первой помощи.

Цель

Изучение психологической готовности по оказанию первой помощи в обычной жизни, проверка теоретических знаний по сердечно-легочной реанимации и оценка практических действий по оказанию первой помощи в симулированных условиях для немедицинского персонала.

Материалы и методы

Целевая группа включала лиц различного возраста немедицинских специальностей.
Для работы была разработана анкета по оценке готовности к оказанию первой помощи и факторах, влияющих на нее, подготовлен тест по сердечно-легочной реанимации, в МАСЦ ДВГМУ подготовлены станции по оценке практических навыков по оказанию первой помощи.
В мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре были развернуты следующие станции с клиническими сценариями: артериальное кровотечение из верхней или нижней конечности, обморок, остановка сердца, закрытый перелом верхний или нижней конечности, ситуация, связанная с наличием инородного тела в верхних дыхательных путях с полным нарушением вентиляции.

Результаты

В исследовании приняли участие 44 человека (63,64% женщин и 36,36% мужчин). Из общего числа 59,09% проходили обучение по оказанию первой помощи: 30,77% - в школе, 69,23% - в среднем или высшем учебном заведении, 7,69% - по месту работы и 19,23% изучали самостоятельно. Примечательно, что в 19,23% - обучение проходили на трех уровнях, в 30,77% - на двух уровнях образования.
По результатам анкетирования психологическую готовность оказать первую помощь пострадавшему отметили 90,91%, 77,27% готовы помочь любому нуждающемуся вне зависимости от внешнего вида и социального статуса. 13,64% - готовы помочь только при наличии дополнительных условий (наличие свободного времени, особое настроение, если будут находиться в непосредственном контакте с нуждающимся в помощи - в самолете, на поезде, на корабле, в автобусе). 9,04% - готовы помочь только социально адаптированному человеку (оценивался статус и внешний вид).
При анализе ситуаций, при которых готовы оказать первую помощь отмечено, что 90,91% придут на помощь, если к ним напрямую обратятся; 68,18% - если ситуация произойдет «на глазах»; 40,91% - если увидят человека без сознания; 63,64% - если стали свидетелем (участником) аварии (техногенной или иной катастрофы).
Перечень действий, которые вкладываются анкетируемыми в понятие «прийти на помощь» включают в себя: вызов СМП (81,82%), находиться рядом до приезда скорой (59,09%), оценка состояния человека (45,45%), остановка наружного кровотечения (40,91%), помощь при обмороке (40.91%), помощь при подозрении на перелом или вывих (34,09), проведение сердечно-легочной реанимации (25%), выполнение приемов, направленных на удаление инородного тела из глотки (25%).
Крайне интересным является самооценка своих навыков в перечисленных ситуациях. По мнению анкетируемых, уверенно владеют этими навыками только 27,27%.
Оценка практических действий показала следующий уровень владения навыками: остановка наружного кровотечения (25%), помощь при обмороке (50%), помощь при подозрении на перелом или вывих – оценивалась транспортная иммобилизация - (34,09), проведение сердечно-легочной реанимации (9,09%), выполнение приемов, направленных на удаление инородного тела из глотки (34,9%).
Комплексное владение приемами первой помощи продемонстрировали только 4 человека (9,09 %).

Обсуждение

В результате проведения исследования получены исключительные данные по готовности к оказанию первой помощи и факторах, влияющих на готовность. В результате работы собран материал который можно использовать в образовательном процессе для немедицинского персонала.
Проведен анализ теоретической подготовки исследуемых групп по оказанию первой помощи. Выявлены типичные ошибки при оказании первой помощи, подготовлены методические материалы по устранению выявленных ошибок.
По результатам нашего исследования, эффективность оказания первой помощи в исследуемых ситуациях в подавляющем большинстве случаев являлась имитацией, которая в реальных условиях будет низкоэффективной и принесет только психологическое удовлетворение человеку, который оказывал помощь при условии неизвестности неблагоприятного результата.

Выводы

Полученные материалы демонстрируют важность трехкомпонентного подхода в организации первой помощи.
1. Формирование мотивации и готовности к оказанию первой помощи.
2. Стандартизировать этапы теоретической подготовки для различных возрастов и профессий.
3. В обязательном порядке включать в программу подготовки занятия в симулированных условиях.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Дорофеев

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: