Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Назаренко М.Л.
Город: Белгород
Учреждение: Институт дополнительного медицинского и фармацевтического образования НИУ "БелГУ"
Актуальность
С 2019 года в Российской Федерации проводится первичная специализированная аккредитация (ПСА). По данным литературы и согласующимся с ними полученными нами ранее данными, результаты ее второго этапа во многом зависят от стрессовых факторов. Однако в доступных литературных источниках обобщения собственного опыта образовательных учреждений подготовки к аккредитации малочисленны и, как правило, предложения по усовершенствованию данного процесса требуют значительного дополнительного финансирования. В связи с этим изучение проблем адаптации к новой процедуре допуска к медицинской практике является актуальным.
Цель
Целью настоящей работы стало изучение влияния адаптационной дополнительной программы повышения квалификации (ДПППК) на уровень стресса выпускников ординатуры перед прохождением второго этапа первичной специализированной аккредитации.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели проанкетировано 50 ординаторов второго года обучения, выразивших желание пройти обучение по ДПППК. Проанализированы уровень стресса, влияние на него видеофиксации, присутствия членов аккредитационной комиссии, ограничений во времени, отсутствия предварительного ознакомления с работой цепи ОСКЭ, размещением оборудования на Станциях и существующим, с точки зрения аккредитуемых, различий в применении навыков в симулированных условиях и при оказании помощи реальным пациентам. Адаптационная программа включала в себя репетиционные занятия на Станциях, дебрифинг и фабрику процессов, имитирующую процесс второго этапа аккредитации. Уровень стресса оценивали в динамике – до начала программы, перед обучением на фабрике процессов и в конце обучения по 10-балльной системе. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод Стьюдента.
Результаты
Как показали результаты исследования, 44% опрошенных негативно реагировало на наличие видеофиксации, 70% говорили о стрессе при необходимости демонстрации навыка в присутствии аккредитационной комиссии. Установлено, что для 54% демотивирующим фактором подготовки к ПСА является имеющиеся, с их точки зрения, различия в применении навыков в симулированных условиях и при оказании помощи реальным пациентам. Кроме того, 42% ординаторов отнесли к стрессовым факторам ограничения во времени, 88% - отсутствие предварительного ознакомления с работой цепи ОСКЭ, 58% - неуверенностью в знании размещения оборудования на Станциях.
Всего 4% были не уверены в правильности формирования собственных практических навыков.
Для повышения адаптационных возможностей в программе использовали инструменты бережливого производства. Так, в ходе деловой игры для выработки уверенности в «достаточности» 10-минутного интервала для демонстрации практического навыка, с обучающимися отрабатывали устранение потерь при работе на станции, хронометраж, навыки применения диаграммы спагетти, стандартизированной работы, инструмента «точно-во-время», в том числе с применением тренерской интервенции. При отработке практических навыков акцентировали внимание на использовании визуализации, стандартизированной работы, принципа нулевой ошибки. Во время дебрифинга применяли кайдзен и «5 почему?». Обучающиеся сами разрабатывали стандарт расположения предметов с использованием систем 5С, применяли канбан, что служило дополнительным источником уверенности ( у 90%).
Установлено, что после прохождения репетиционных занятий обучающиеся отмечали выраженную тенденцию снижения уровня стресса, (8,66±0,21 против 6,68±0,07; P<0,05), а после фабрики процессов уровень стресса достиг более низких показателей (5,22±0,09). Кроме того, во время реализации ДПППК была сформирована команда тьюторов для подготовки станций во время проведения ПСА, а время переоборудования станции с использованием разработанных ними стандартов снизилось с 45 до 15 минут.
Обсуждение
На фабрике процессов ординаторы сами находили потери, в том числе и брак в своей работе, сами предлагали меры по их устранению (например, оптимизацию перемещений, углубление знаний стандартов, систему вытягивания и др.) что способствовало снижению уровня стресса за счет понимания всей структуры процесса проведения второго этапа ПСА и повышения удовлетворенности протекания процесса. Кроме того, снижение стресса, с нашей точки зрения, было вызвано тем, что каждый получил независимую оценку своих навыков на этапе подготовки к аккредитации, и для ряда обучающихся были определены «зоны роста». Следует отметить, что ординаторы на фабрике процессов получали дополнительный навык командной работы, что является очень важным в дальнейшей медицинской практике, особенно при сотрудничестве в мультидисциплинарной бригаде. Не менее важным является получение положительного опыта использования инструментов бережливого производства, что позволит обучающимся после прохождения процедуры ПСА и допуска к самостоятельной работе принимать участие в выполнении бережливых проектов и вносить предложения по улучшениям.
Выводы
Полученные данные свидетельствуют об эффективности мер по снижению стресса у выпускников ординатуры перед вторым этапом ПСА. Это достигается за счет положительного опыта, приобретенного на репетиционных занятиях, имитирующих процесс проведения второго этапа ПСА и применения инструментов бережливого производства, позволяющих максимально сократить потери и обеспечить удовлетворенность протеканием процесса.
Татьяна Начетова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.