Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Симуляционные технологии, как эффективный метод обучения специалистов акушерских стационаров

Симуляционные технологии, как эффективный метод обучения специалистов акушерских стационаров

Автор(ы): Панова И.А., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М., Шилова Н.А.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «ИвНИИМиД им. В.Н. Городкова» Минздрава России

Актуальность

Современный процесс обучения, в том числе и врачей, должен быть интересным, доступным, актуальным и мобильным. Даже когда курсант покидает учебный центр обучение должно продолжаться он-лайн, 24/7, на рабочем месте.

Цель

Оценить эффективность использования различных форм обучения (симуляционные сценарии с проведением дебрифинга, интерактивные тренинги, тренинги «hands-on», лекции), дистанционных технологии и возможности социальных сетей для повышения качества обучения врачей акушеров - гинекологов, неонатологов и анестезиологов акушерских стационаров.

Материалы и методы

Для оценки эффективности обучения проведен анализ анкет самооценки квалификационных возможностей врачей и чек-листы выполнения практических навыков. Статистический анализ проводился в пакете прикладных программ: MicrosoftOffice 2010, StatisticaforWindows 6.0. Количественное описание величин производилось в виде медианы суказанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%–Q75%)). Проверка данных на нормальность распределения осуществлялась с помощью критериев Колмогорова и Шапиро-Уилка. Достоверность различий между показателями оценивалась по непараметрическому критерию U (Манна–Уитни). Как статистически значимый расценивался уровень р<0,05.

Результаты

Проведенный анализ эффективности использования симуляционных технологий показал, что по данным тест-карт самооценки квалификационных возможностей врачей акушеров-гинекологов установлено достоверное увеличение уровня самооценки по всем практическим навыкам, отрабатываемым на циклах повышения квалификации (р=0,001). Установлено достоверное увеличение уровня самооценки выполнения всех изучаемых навыков как у молодых врачей (р=0,001), так и врачей со стажем более 10 лет (р=0,001), что говорит об эффективности цикла у врачей с разным уровнем подготовки. Оценка выполнения практических навыков по чек-листам, до и после цикла, показывает значительное увеличение качества выполнения таких практических навыков как например оказание реанимационной помощи новорожденному, родившемуся в тяжелой асфиксии, наложение акушерских щипцов, проведение вакуум-экстракции плода, сердечно-легочной реанимации при беременности (р=0,001) во всех случаях.

Обсуждение

На базе ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н.Городкова» Минздрава России почти десять лет действует симуляционно – тренинговый центр для обучения врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, ординаторов по специальностям акушерство и гинекология и неонатология. Основные формы занятий в центре: симуляционные сценарии с проведением дебрифинга, интерактивные тренинги, тренинги «hands-on», лекции. Циклы повышения квалификации посвящены наиболее актуальным темам. У акушеров, например, это акушерские кровотечения, гипертензивные расстройства, акушерские операции, оценка состояния плода, дистоция плечиков и другие. Центр оснащен современным оборудованием - роботы-симуляторы, высокореалистичные тренажеры, фантомы, кроме того, сотрудниками кафедры разработан собственный тренажер матки (патент на полезную модель № 198996). В процессе занятий широко используются дистанционные технологии. Так, например, в условиях ограничений, связанных с профилактикой COVID инфекции был реализован тренинг по кардиотокографии, который включал онлайн лекцию с подробным разбором материала и последующую рассылку заданий для самостоятельной работы. В последующем проводился семинар по расшифровке записей КТГ, на котором все участники тренинга получали правильный ответ и могли самостоятельно оценить свои ошибки. На YouTube – канале нашего симуляционного центра врачам доступны обучающие видео-тренинги по наиболее актуальным акушерским темам, которые сопровождаются пояснениями преподавателей и позволяют при необходимости быстро восстановить в памяти основные моменты выполнения навыка («посмотри и сделай»). На инстаграм-странице @simcentr_ivanovo постоянно размещается информация о работе центра, новых учебных пособиях, тренингах, публикуются актуальные новости, отзывы врачей о нашей работе, фотоотчеты тренингов. Большой популярностью пользуется рубрика «Мозговой штурм», в которой приводится разбор реальных клинических ситуаций.

Выводы

Циклы повышения квалификации с использованием современных симуляционных тренажеров, интерактивных тренингов и дистанционных технологий показали большую заинтересованность врачей всех специальностей. После прохождения цикла симуляционного обучения отмечается повышение уровня теоретических знаний, качество выполнения практических навыков и самооценка врача, формируются навыки командной работы и правильные алгоритмы действий в различных клинических ситуациях.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Людмила Сытова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: