Автор(ы): Ушмаров Д.И., Гуменюк С.Е., Гуменюк А.С.
Город: Краснодар
Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Актуальность
Обучение студентов и врачей-ординаторов хирургического профиля, часто связано с ситуацией, когда их непосредственное участие в лечебном процессе ограничено, что связано с рядом аспектов: организационными (противоэпидемические и карантинные); юридическими (отсутствие сертификата специалиста); техническими (отсутствие хирургической техники и, соответственно опыта оказания данного вида помощи).
На наш взгляд, наиболее оптимальным решением данной проблемы может стать использование экспериментальных симуляционных методик, встроенных в учебный процесс в виде блоков вариативной части, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, для приобретения обучающимися необходимых компетенций.
Цель
Разработка, внедрение и усовершенствование новационных форм обучения в программу подготовки студентов и врачей-ординаторов хирургических специальностей с учетом требований специфики компетенций специалистов.
Материалы и методы
Кафедрой хирургических болезней (зав. кафедрой - д.м.н., проф. Гуменюк С.Е.) на базе экспериментальной операционной Учебно-производственного отдела (зав. отделом Ушмаров Д.И.) нашего Университета, был разработан способ моделирования экспериментальной раны мягких тканей (Патент №2703709, получен 21.10.2019 г.).
Модель экспериментальной раны предполагала введение импланта в мягкие ткани на требуемую глубину, посредством выполнения послойного разреза. Для создания модели экспериментальной асептической раны использовали стерильный гидрофильный полимерный имплант, для создания гнойной раны применяли пористый полимерный имплант, насыщенный взвесью бактериального возбудителя в требуемой концентрации (105-1012 микробных клеток на 1 мл взвеси). Рану послойно ушивали для формирования соответствующей модели. Имплант извлекали хирургическим путем на 6-7 сутки. Разработанный нами способ моделирования ран мягких тканей в эксперименте на животных позволяет сформировать одинаковые модели раны, стандартизированные как по геометрическим показателям, так и по типу раневого процесса в зависимости от бактериальной нагрузки и экспозиции импланта в мягких тканях.
Экспериментальная учебная методика была опробована на 5 группах сформированых из 38 студентов и 24 врачей-ординаторов хирургических специальностей первого года обучения. Каждому из них было предоставлено по два экспериментальных животных (белых лабораторных нелинейных крыс-самцов пятимесячного возраста с массой тела 300-350 г.) с полученными моделями ран (асептической и гнойной). Занятия проводились в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными Российским и Европейским законодательством.
В ходе занятий в студенческих группах отрабатывались навыки ПХО ран, принципов и основных приемов местного лечения асептических и гнойных ран.
Врачам-ординаторам, было предложено кроме, произвольного выбора метода лечения ран (гнойной и асептической соответственно) использовать экспериментальную рану с введенным полимерным имплантом, в качестве модели для отработки навыков УЗ диагностики «неопластических» процессов мягких тканей и отработки навыков лечения патологиимягких тканей под УЗ контролем.
Соответственно – целью занятий со студенческими группами являлось обучение основным хирургическим манипуляциям и принципам лечения ран мягких тканей различного генеза. Целью проведения занятий с врачами-ординаторами было создание различных клинических ситуаций с отработкой различных алгоритмов и методик лечения с демонстрацией результатов лечения и аннотацией алгоритма действий обучающегося, иных возможных техник и оперативных приемов, наиболее частых ошибок и развивающихся осложнений, встречающихся в практике при сходной патологии.
Результаты
Итогом обучения студенческих групп явилось комплексное оценивание полученных результатов и используемой мануальной техники. Критериями оценки качества освоения базовых навыков являлись: адекватность выполнения ПХО, соразмерность и качество швов, техника выполнения, адекватность и эффективность дренирования гнойной раны.
Оценка качества навыков, полученных врачами-ординаторами проводилась на основании результатов лечения экспериментальных ран и освоения (применения) базовых методик УЗ диагностики.
Оценка результатов обучения в экспериментальных группах проводилась комиссионно - врачами-клиницистами и сотрудниками профильных кафедр. После обработки данных были выявлены следующие результаты: 91% студентов и 95% ординаторов получили оценки «хорошо» и «отлично»; большинство ошибок, допущенных в ходе занятий связаны с недостаточной технической подготовкой обучающихся и могут быть устранены при увеличении кратности подобных занятий.
Выводы
1. Создание экспериментальных биологических моделей со стандартизованной патологией для отработки мануальных навыков позволяет повысить качество обучения за счет многократного повторения идентичных процессов (мануальные навыки) и применения различных вариантов (методик) лечения.
2. Использование экспериментальных (лабораторных) животных для обучения базовым навыкам позволяет проводить занятия наглядно демонстрируя обучающимся результаты, а также, положительные стороны и возможные ошибки и осложнения применяемых методик. Данные занятия полностью исключают риск для здоровья реальных пациентов,
3. Наглядность и информативность методики данной учебной программы, может являться эффективным дополнением к базовым программам и формам обучения студентов и врачей-ординаторов хирургических специальностей.
Денис Ушмаров
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.