Автор(ы): Панова И.А., Рокотянская Е.А., Сытова Л.А., Салахова Л.М.
Город: Иваново
Учреждение: ФГБУ «ИвНИИМиД им. В.Н. Городкова» Минздрава России
Актуальность
Количество промышленных тренажеров для обучения акушеров – гинекологов навыкам хирургического гемостаза не велико. Цена таких тренажеров высокая, а количество повторений на них ограничено. Кроме того, на данный момент, не существует тренажеров, моделирующих врастание плаценты. Ввиду чего актуально использование доступного тренажера, реалистично имитирующего анатомические ориентиры матки, сочетающего в себе возможность многократного использования для демонстрации всех этапов хирургического гемостаза и их отработки врачами. Использование таких моделей способствует повышению эффективности учебного процесса и профессиональной подготовке врача.
Цель
Целью нашего исследования стала оценка эффективности симуляционного обучения акушеров-гинекологов с использованием тренажера матки для обучения навыкам проведения дистального компрессионного гемостаза и хирургического гемостаза при послеродовом кровотечении, разработанного на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ "ИВ НИИ М и Д им. В.Н. Городкова" МЗ РФ.
Материалы и методы
Для оценки эффективности обучения проведен контроль уровня самооценки квалификационных возможностей врачей. Курсантам предлагалось оценить свои навыки по шкале от 1 до 10 баллов. Статистический анализ проводился в пакете прикладных программ: MicrosoftOffice 2010, StatisticaforWindows 6.0. Количественное описание величин производилось в виде медианы суказанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%–Q75%)). Проверка данных на нормальность распределения осуществлялась с помощью критериев Колмогорова и Шапиро-Уилка. Достоверность различий между показателями оценивалась по непараметрическому критерию U (Манна–Уитни). Как статистически значимый расценивался уровень р<0,05.
Результаты
Самооценка навыков наложения компрессионных швов на матку и перевязки маточных сосудов возросла более чем в два раза после обучения и составила 9,5(7-10) баллов, по сравнению с 4(0-7) баллами до цикла (р=0,001). Исходная самооценка проведения дистального компрессионного гемостаза составила 4(1-6) баллов, тогда как после прохождения обучающего тренинга ее значение возросло до 9 (5-9) баллов (р=0,001). Нами было установлено достоверное увеличение уровня самооценки всех изучаемых навыков как у молодых врачей, так и врачей со стажем более 10 лет (р=0,001 в обоих случаях), что говорит об эффективности цикла обучения у врачей с разным уровнем подготовки.
Обсуждение
При анализе данных, полученных до и после тренингов по хирургическому гемостазу с использованием тренажера матки, установлено достоверное увеличение уровня самооценки квалификационных возможностей у врачей акушеров-гинекологов по всем практическим навыкам. Обучение и закрепление техники выполнения сложных практических навыков с использованием реалистичных тренажеров дает возможность повысить качество подготовки специалистов, оптимизируя обучение и снижая риски при работе с пациентами.
Выводы
Анализ результатов самооценки выполнения навыков хирургического гемостаз (наложение гемостатических компрессионных швов, перевязка маточных артерий, дистальный компрессионный гемостаза) у врачей акушеров-гинекологов показал высокую эффективность учебного процесса. Индивидуальный подход к обучению каждого врача позволяет отработать практические навыки до автоматизма.
Людмила Сытова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.