Автор(ы): Косинова С.Р., Халидуллина О.Ю., Ушакова С.А., Петрушина А.Д., Жаркова И.Ю., Паршукова Л.Н.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, кафедра педиатрии Института непрерывного профессионального развития
Актуальность
Несмотря на относительно небольшой процент новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях (в среднем 0,5-2% доношенных и 10-20% недоношенных и переношенных детей), последствия тяжелой анте- и интранатальной асфиксии, а так же задержка и неоказание реанимационной помощи могут быть фатальными или привести к проблемам, продолжающимся в течение всей жизни человека. В рамках комплексного плана по дальнейшему снижению младенческой смертности и улучшению качества жизни детей, перенесших асфиксию в родах важное место в обучении врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи занимают инновационные технологии медицинского образования — симуляционное обучение с использованием реалистичных механических и интерактивных манекенов.
Цель
Проанализировать результаты внедрения в симуляционное обучение врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи нового клинического сценария, направленного на закрепление навыка оказания реанимационной помощи в родильном зале с использованием высокореалистичных многофункционального робота-симулятора доношенного новорожденного ребенка SimNewB и манекена недоношенного новорожденного Premature anne за период 2019-2021 г.г. преподавателями кафедры педиатрии Института непрерывного профессионального развития ФГБОУ ВО «ТюмГМУ» с использованием базы Регионального мультипрофильного симуляционно-аккредитационного центра.
Материалы и методы
В рамках меняющихся легенд (клинических ситуаций) предложена отработка всех этапов реанимационной помощи доношенным и недоношенным новорожденным, родившихся в состоянии тяжелой анте- или интранатальной асфиксии, с учетом современных подходов и клинических рекомендаций.
Результаты
Обучение с применением симуляционных методик включенное в программу циклов повышения квалификации прошли 142 педиатра и 44 неонатолога; в рамках проведения циклов непрерывного медицинского образования — 15 педиатров, 29 неонатологов, 16 реаниматологов и 10 врачей скорой медицинской помощи.При самооценке конкретных практических навыков до начала занятий курсанты ниже всего оценивали свои умения по оказанию реанимационной помощи глубоко недоношенным новорожденным (64%), по интубированию трахеи и проведению катетеризации пупочной вены (по 62% соответственно), проведению реанимационных мероприятий в полном объёме (57%); непрямому массажу сердца (53%) и применению лекарственных препаратов (44%); масочной искусственной вентиляции лёгких (33%). При анкетировании слушателей циклов отработка данных клинических ситуаций в 100% случаев была отмечена как актуальной и необходимой для клинической практики.
Обсуждение
В процессе проведения обучения выявлены следующие основные проблемные вопросы: трудности в правильном заполнении вкладыша-карты реанимации и стабилизации состояния новорожденных детей в родильном зале; нарушение техники проведения масочной искусственной вентиляции легких (ИВЛ); техники проведения непрямого массажа сердца; неадекватная кислородотерапия; отсутствие координации непрямого массажа сердца и ИВЛ; выполнение реанимационных мероприятий не в полном объеме; ошибки при введении медикаментов.
Выводы
Прохождение симуляционного обучения по реанимации и стабилизации состояния новорожденных, родившихся в состоянии асфиксии, повышает уровень как теоретических, так и практических знаний врачей неонатологов, педиатров, реаниматологов и врачей скорой помощи. После обучения, врачи отмечали большую уверенность при выполнении практических манипуляций, а многие из них впервые получили опыт работы на современной аппаратуре, отсутствующей в их лечебных учреждениях. Это свидетельствует о том, что данная форма повышения квалификации не только улучшает уровень практических профессиональных компетенций врачей в области интенсивной терапии новорожденных, но и выявляет «проблемные» вопросы.
Оксана Халидуллина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.