Откуда берётся тренер симуляционного обучения (часть 2)

Автор(ы): Акопян Ж.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М.

Город: Москва

Учреждение: ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

В части 1 нашей публикации https://rosomed.ru/theses/504 поднимался вопрос о необходимом пути становления тренера симуляционного обучения, упоминалось о тренерских компетенциях и описывался опыт обучения тренеров из студентов… С тех пор прошло четыре года достаточно эффективной эксплуатации полученных результатов (причём не только нами лично). И вместе с этим мы всегда задавались вопросами: Можно ли получить аналогичного специалиста из действующего преподавателя медицинского вуза? Подходит для этого стратегия подготовки тренера из числа студентов?

Цель

Целью этого исследования является обоснование возможностей подготовки тренера симуляционного обучения из числа профессорско-преподавательского состава.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели был проанализирован наш опыт взаимодействия, как симуляционной площадки, с преподавателями различных кафедр медицинских вузов. Такое взаимодействие осуществлялось как для внутренних целей – приглашение осуществлять учебный процесс совместно, так и для внешних целей – обмен нашим опытом со сторонними преподавателями из других образовательных организаций.
В предыдущей (первой) части данной публикации была описана длительная, ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения, основанная на естественном отборе, которая показала себя достаточно эффективной (сохранился пул лиц, успешно проводящих тренинги симуляционного обучения). При анализе опыта подготовки (проведение тренинга тренеров) ППС вузов, всех можно поделить на две группы: 1) самостоятельно пришедшие на курс тренеров (и, даже, заплативших за это обучение); 2) принудительно попавших на подобное обучение (по приказу вышестоящих руководителей)

Результаты

Лица из первой группы достаточно активно участвовали в самом обучении, обозначили для себя важные аспекты в своей педагогической работе в симуляционном обучении, и большая часть, продолжили свою деятельность в симуляционном центре (кафедре). Лиц из второй группы было достаточно трудно довести до конца курса тренеров, а оставшиеся, и тем более изменившие свою работу в качестве преподавателя в симуляционном центре – составили незначимую часть от первоначального количества
В основном, мы столкнулись со следующими проблемами в ходе проведения тренингов тренеров симуляционного обучения для действующих ППС:
- расхождение опыта, практики (предыдущего обучения) с предлагаемыми в симуляционном обучении подходами
- избыточная реакция в качестве тренера на ошибки тренирующихся и, наоборот, растерянность в случае безошибочного выполнения
- трудность в сохранении пауз после заданных вопросов
- желание больше действовать самому, чем предоставить это обучающимся, ведь на их действия нужно будет реагировать
- недостаточность усилий для вовлечения всех участников, привычка работать с большой группой, не умение давать обратную связь, способствующую развитию конкретного участника, а также группы
Тем не менее, тренинги тренеров для того и проводятся, чтобы вырабатывать устойчивость, учиться быть более ясным и полезным, делать процесс доступным и экологичным, обеспечивать необходимое изменение свойств обучаемых, использовать групповые эффекты для достижения целей тренинга.

Обсуждение

Путь, который необходим действующим преподавателям, чтобы изменить свои навыки преподавания, необходимые для симуляционного обучения не простой и не очевидный. Как оказалось, недостаточно ни отдельно опыта работы в отделении, ни практики работы с тренажерами, ни отдельно знаний алгоритмов и клинических рекомендаций…, а опыт классического преподавания с преобладанием информационного метода обучения вообще оказался прямо-противоположным требуемому. К сожалению, можно утверждать, что из преподавателей, попавших в симуляционный центр по принуждению, никто не смог успешно применить новые подходы в своей деятельности. В лучшем случае, они согласились, что это нужно, но сами они это освоить не в состоянии и готовы присылать обучающихся, чтобы они занимались самостоятельно (или с ними кто-то позанимался). Также, мы констатируем, что ни один ординатор, приглашённый в симуляционный центр для обучения в качестве тьютора/тренера не смог «прижиться» в этой роли… Среди причин такого явления мы видим, несоответствие требований рутинной практики и сложных правил, симуляционного тренинга, хоть и основанных на доказательствах, но неочевидно действующих

Выводы

Таким образом, ступенчатая система подготовки тренеров симуляционного обучения из действующих преподавателей, аналогичная той, что применялась для подготовки студентов в качестве тьюторов, также оправдана, и важным аспектом эффективности такой подготовки (как и в случае, со студентами) – добровольность вовлечения в этот процесс. Возникшие трудности, мы объясняем сохранением в системе образования большой доли информационных методов обучения и ориентации на часовую составляющую дисциплин…
Данный анализ привлечения кадров в новый вид деятельности относится к переходному периоду. Мы очень надеемся, что студенты, получившие компетенции тренеров симуляционного обучения, пройдут все необходимые ступени своего становления, попадут на кафедры медицинских вузов в качестве преподавателей и тогда именно кафедры будут проводить полноценное обучение с использованием симуляции. И для всех студентов и ординаторов это не будет диковинкой

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: