Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Проблемы коммуникативного характера выпускников лечебного факультета при начале профессиональной деятельности

Проблемы коммуникативного характера выпускников лечебного факультета при начале профессиональной деятельности

Автор(ы): Газенкампф А.А., Коновец Л.Н., Балацкая И.В., Карачун К.А.

Город: Красноярск

Учреждение: ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России

Актуальность

Проблема формирования коммуникативных навыков у студентов медицинских вузов обсуждается достаточно давно. Мы говорим о «цифровом поколении» с минимизацией очного общения не только в профессиональной, но и в обыденной жизни; о, все более набирающих актуальность, юридических сложностях проведения учебного процесса с привлечением реальных пациентов. Однако наиболее остро эту проблему ощущают на себе наши выпускники начале своей профессиональной деятельности, оказавшись один на один с пациентом.

Цель

Определить наличие и перечень основных проблем коммуникативного характера выпускников лечебного факультета КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно – Ясенецкого при начале профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Проведено он-лайн анкетирование 101-го выпускника Лечебного факультета 2020 года, успешно прошедших первичную специализированную аккредитацию.
Статистическая обработка проводилась путем простого определения долей в зависимости от данного респондентами ответа.

Результаты

Ниже представлен перечень вопросов с указанием части респондентов, давших тот или иной ответ.
РАБОТАЕТЕ ЛИ ВРАЧОМ – УЧАСТКОВЫМ ТЕРАПЕВТОМ?
Да – 82,4%
Нет 17,6%
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПАЦИЕНТУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ БЕСЕДЫ?
Да, всегда – 18,4%
Да, но не всегда – 32,0%
Редко – 26,8%
Никогда – 22,3%
ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧУВСТВО НЕЛОВКОСТИ, КОГДА ПОНИМАЕТЕ,
ЧТО ЗАБЫЛИ ИМЯ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА?
Да – 28,4%
Нет 71,6%
КАК ЧАСТО ВЫ ТЕРЯЕТЕ КОНТРОЛЬ НАД БЕСЕДОЙ С ПАЦИЕНТОМ?
Часто – 1,0%
Периодически – 3,9%
Редко – 69,9%
Никогда – 25,2%
КАК ЧАСТО ЧУВСТВО НЕХВАТКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ ПРИВОДИТ К МЫСЛИ, ЧТО ВЫ ПЛОХОЙ ВРАЧ?
Часто – 3,0%
Периодически – 15,8%
Редко – 42,6%
Никогда – 38,6%
КАК ЧАСТО ВЫ ИСПЫТЫВАЕТ СЛОЖНОСТИ В ПОЛУЧЕНИИ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ПАЦИЕНТА
Часто – 0,0%
Периодически – 23,0%
Редко – 61,0%
Никогда – 16,0%
ВЛИЯЕТ ЛИ НЕГАТИВНЫЙ НАСТРОЙ ПАЦИЕНТА НА КАЧЕСТВО ВАШЕЙ РАБОТЫ?
Да, всегда – 10,7%
Да, но не всегда – 44,7%
Редко – 28,2%
Никогда – 16,5%
КАКИЕ СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С АГРЕССИВНЫМ ПАЦИЕНТОМ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ В СВОЕЙ РАБОТЕ (открытый вопрос)?
Наиболее распространенные ответы (обобщенная формулировка):
• спокойное повторение необходимой информации;
• предоставление пациенту возможности «выговориться»;
• разбор проблемы пациента вместе с ним;
• обращение за помощью к руководству;
• ответ агрессией на агрессию;
• прерывание пациента;
• завершение диалога;
• просьба выйти из кабинета.

Обсуждение

Анализируя полученные данные, становится очевидно, что проблемы в процессе общения молодого врача с пациентами есть. Связаны они как с неумением построения беседы самим врачом, так и с недостаточным клиническим опытом (значительно усугубляется чувство неуверенности).
Важно, что недостаточно качественная коммуникация влияет как на клиническую часть работы (как минимум – недостаточный объем собранных в процессе опроса пациента данных), так и на ощущение выпускника себя как профессионала (потеря контроля над беседой, доминирование пациента в диалоге и пр.).
Стоит обратить внимание. что достаточно большая часть выпускников совершает ошибки самостоятельно уже в самом начале беседы (необходимость представиться пациенту), что, безусловно, сказывается на течение всего диалога.

Выводы

1. Проблемы коммуникативного характера в процессе начала трудовой деятельности существуют.
2. Необходимо продолжать и совершенствовать процесс формирования «мягких» навыков у обучающихся медицинских вузов.
3. Имеет смысл разработки и внедрения курсов повышения квалификации для врачей по отработки коммуникативных навыков в профессиональной деятельности.

Тема: Коммуникативные навыки
Андрей Газенкампф

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: