Автор(ы): С.А. Булатов
Город: Казань
Учреждение: Казанский государственный медицинский университет
Актуальность
Высшее медицинское образование России в настоящее время переживает очередной период глубокой трансформации. На этот раз этот процесс связан с повсеместным переходом на цифровизацию учебного процесса. Компьютеры и обучающие программы используются в обучении студентов уже 25 лет, но лишь в последние 2-3 года сделан качественный скачек и «цифровизация» процессов стала обязательным условием в медицинском вузе. Можно выделить три основных вектора развития по которым идет процесс цифровизации: электронный документооборот и хранение информации, средства личной и профессиональной коммуникации, «мозговая часть» оборудования по приобретению профессиональных навыков.Каждое из указанных направлений развивается самостоятельно и в тоже время имеют тесную связь друг с другом. Введение электронного документооборота в лечебных учреждениях системы практического здравоохранения существенно облегчило процессы учета, ведения и сохранения персонализированных данных о каждом из пациентов. Вместе с тем, разработкой программного обеспечения занимаются различные страховые и частные фирмы, имеющие конкретный коммерческий интерес. Это приводит к тому, что пациент приходя в другую больницу или поликлинику вынужден опять проходить обследование. Приходится констатировать, что доступ студентов к обучающим версиям подобного рода программ ограничен. По результатам опроса выпускников 2021 года, 67% респондентов указали на слабую подготовку в освоении навыков работы с медицинскими электронными системами. Сегодняшний студент медицинского вуза – это активный участник социальных сетей, различных групп и сообществ. Цифровая мобильная связь и различные гаджеты позволяют создать свое персонализированное общество общения по интересам. Стало типичным наблюдать картину как студенты во время перерывов, а иногда и во время практических занятий, погружаются в свой смартфон, практически изолируясь от окружающих. Возможно, что они в это время тратят на получение какой либо информации, связанной с их будущей профессией, но при этом находятся вне проблем обсуждаемых в аудитории с преподавателем. Установлено, что увлечение виртуальным общением может напрямую сказаться на качестве коммуникативной способности индивидуума, а применительно к профессии врача недостаток коммуникативной компетентности в работе с пациентами это предпосылка к серьезному инциденту. Поэтому проблема обучения студентов выстраиванию взаимоотношений между врачом и пациентом актуальной как никогда. Еще один аспект современности – это дистанционный характер наблюдения и лечения пациента. С особой остротой эта проблема встала в период пандемии COVID-19. Мы традиционно учим студентов как лечить пациента при очном контакте, а следует закладывать и основы дистанционного взаимодействия.
Цель
Разработка комплексной методики обучения студентов практическим умениям будущей профессии с учетом современных реалий
Материалы и методы
Сотрудниками Казанского медицинского университета и лаборатории интеллектуальных робототехнических систем КГУ(ПФУ) разработан метод обучения студентов практическим умениям врача на основе использования трансмиссивных ситуационных задач. Данный метод органически сочетает методику стандартизированный пациент, виртуальный пациент и обучающую компьютерную программу. Выглядит это следующим образом – имитируется обстановка лечебного учреждения, студент проводит обследование пациента-актера, затем заполняет необходимую документацию и составляет план лечения с помощью обучающей компьютерной программы и осуществляет дистанционное наблюдение и лечение данного пациента в виде компьютерной игры.
Результаты
В настоящий момент получена приоритетная справка на изобретение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС) и разработан тренинговый курс для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов.
Обсуждение
Еще одним направлением цифровизации процесса практической подготовки будущих медицинских специалистов является совершенствование «начинки» тренажерных комплексов. На сегодняшний день, с большой степенью достоверности, с помощью компьютерных технологий смоделировано большинство врачебных и сестринских манипуляций. Благодаря этому удается обучать и проверять качество освоения практическими навыками врача еще до встречи с реальным пациентом. Это очевидное достижение позволяющее снизить для больных риск неумелых действий со стороны медицинских работников.
Выводы
Отдавая дань достижениям современных IT-технологий следует понимать,что роль врача в современном обществе значительно шире, нежели оказание медицинских услуг. Поэтому в подготовке будущих медицинских специалистов было бы ошибочным отдавать предпочтение продуктам искусственного интеллекта или электронному суррогату пациента. Только подготовка в клинике, у постели больного, под руководством опытных коллег и преподавателей, способна сформировать мировоззрение будущего врача. Вместе с тем развитие и внедрение эффективных методики обучения с использованием цифровых технологий на догоспитальном этапе и максимальное приближение к реальному пациенту - вот основное ожидаемые направления цифровизации медицинского вуза на ближайшие годы.
Сергей Булатов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.