Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Внедрение инновационных технология в систему совместной подготовки врача-терапевта и медицинской сестры амбулаторно-поликлинического звена

Внедрение инновационных технология в систему совместной подготовки врача-терапевта и медицинской сестры амбулаторно-поликлинического звена

Автор(ы): Клестер Е.Б. Чечина И.Н., Бондаренко О.М., Клестер К.В.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Главным направлением приоритетных Национальных проектов в сфере здравоохранения «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» является реформирование отечественного здравоохранения, и прежде всего модернизация амбулаторно-поликлинической службы, основным инновационным элементом которой являются требования к результатам обучения, выраженные через профессиональные компетенции в строгом соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности. Федеральные государственные стандарты высшего медицинского образования в РФ требуют от медицинских вузов подготовки специалистов именно первичного звена, с готовыми знаниями, умениями и сформированными компетенциями врача - участкового терапевта (педиатра). Необходимо также учитывать происходящие изменения в медицине и образовании в связи с ковидными ограничениями, оценить эффект постковидного синдрома с позиций отказа от привычных и появлению перспективных долгосрочных инновационных обучающих технологий.

Цель

Целью исследования стало повышение уровня профессиональной подготовки, формирования высококвалифицированных врачей первичного звена с инновационным, созидательным типом мышления, направленным на повышение профессиональных компетенций врача терапевта-участкового, совершенствование его деловых качеств, подготовки к выполнению трудовых функций для решения стратегических задач в сфере охраны здоровья, готовых к самостоятельной работе и успешной коммуникации со средним медицинским персоналом с помощью внедрения в образовательный процесс принципов и инструментов бережливого производства с использованием симуляционных технологий.

Материалы и методы

На базе Симуляционного центра разработан и запущен в учебный процесс подготовки студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов совместно с учащимися Барнаульского базового медицинского колледжа примерный макет «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – медицинской организации, ориентированной на: - потребности пациента, - бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, - организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, - создающая позитивный имидж медицинского работника, - организация оказания медицинской помощи основана на внедрении принципов бережливого производства. Активное внедрение новой модели медицинской организации особенно актуально в период пандемии новой коронавирусной инфекции, т.к. позволит снизить время ожидания в очередях, повысить производительность труда, перераспределить функции персонала, выровнять потоки и повысить качество оказания медицинской помощи.

Результаты

Обучение в Симуляционном центре бережливых технологий АГМУ позволило студентам 6 курса освоить на практических занятиях технологию 5С, действуя по принципу «А что сегодня мы изменили в лучшую сторону?» Нет изменений сегодня – завтра будет отставание.
Для каждой категории обучающихся разработаны адаптированные сценарии амбулаторных процессов, таких как: работа регистратуры, процедурного кабинета, приема участкового врача-педиатра/участкового врача-терапевта; проведение вакцинации, диспансеризация здоровых детей (декретированных возрастов), диспансеризация детей и взрослых. Все сценарии моделировались в симулированных условиях. При помощи таблиц визуального менеджмента выявлены потери и в ходе брифинга предложены пути оптимизации. Были проработаны вопросы маршрутизации потоков пациентов, апробирован алгоритм работы колл-центра и регистратуры, студенты имели возможность обрести навыки работы с электронным документооборотом в демо-версии медицинской информационной системы (МИС), в том числе с применением специального программного обеспечения – АРМ-поликлиника, ЭЛН и др. По окончании обучения студенты АГМУ прошли выходное анкеритование по вопросам картирования, организации рабочего места по системе «5S», при этом 80% опрошенных оценивали обретенные навыки как «необходимые в дальнейшей работе», опыт совместной работы со средним медперсоналам получил обоюдно высокую оценку у всех участников.Больше половины из всех опрашиваемых (76 % студентов) — считают эффективными именно сочетание указанных методов.

Обсуждение

Моделирование медицинских процессов в симулированных условиях позволяет участникам визуализировать данные процессы, при этом студенты приобретают навыки использования инструментов бережливых технологий в дальнейшей практической деятельности. Стандартизация лечебно-диагностических процессов (создание и выполнение стандартных операционных процедур), ведет к выравниванию нагрузки между врачом и медицинской сестрой, позволяет оптимизировать рабочее пространство (работа по системе «5S»), повышает качество оказания медицинской помощи при минимальных временных потерях.
Это особенно значимо в настоящее время, поскольку, несмотря на высокие темпы вакцинации в Российской Федерации угроза роста заражений сохраняется, поскольку появляются новые штаммы коронавируса.

Выводы

В результате данного исследования выявлено, что применение симуляционного обучения в медицинское образование в постковидный период имеет еще большее значение в связи с ограничением учебного процесса на клинических базах, и является жизненно-необходимым компонентом для достижения максимально приближенной к клинике подготовки врача терапевта участкового. Сочетание подготовки в симулированных условиях, приближенным к условиям реальной поликлиники, применение в учебном процессе принципов бережливого производства, комплаенс и рациональное распределение трудовых функций со средним медперсоналом позволит сегодняшним выпускникам уверенно приступить к работе в качестве врача первичного звена.
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России; КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Елена Клестер

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: