Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Симуляционные методики: актуальность старых методов в век информационных технологий. Хирургическая сторона вопроса.

Симуляционные методики: актуальность старых методов в век информационных технологий. Хирургическая сторона вопроса.

Автор(ы): Т.М. Мурасов, А.М. Мурасов

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России, ГБУЗ РБ ГКБ №21 г. Уфы

Актуальность

Использование симуляционных методик в настоящее время все становится все более и более актуальным и прогрессивно технологичным. Но все симуляции завязаны на повышении умения и качества манипуляций или навыков студентов. Существуют как виртуальные компьютерные программы, так и технологичные заменители тканей человеческого тела на которых студенты или ординаторы хирургической направленности получают опыт. Эффективность данных методов не вызывает вопросов. Целью всех этих методов является обучение студента необходимой технике выполнения необходимых действий. Ежегодно выпускаются тысячи молодых врачей, которые хотят быть хирургами разных специализаций, но отнюдь не все из них оперировали за время обучения. Данная работа была проведена с целью оценки заинтересованности обучающихся в хирургической практике в условиях нахождения в стационаре. А именно в повышении возможности получить опыт на операции. А наилучший путь запомнить и понять операцию – выполнить её самому, либо ассистировать. Наблюдение со стороны не так хорошо запоминается и хуже в аспекте понимания каждого этапа операции. Естественно ассистентом любой хирург захочет взять наиболее способного, или наименее мешающего во время операции ординатора.

Цель

Провести анализ результатов обучения студентов и ординаторов в условиях хирургического стационара и выявить влияние методики на актуальность данного аспекта обучения.

Материалы и методы

База данных основывалась на результатах обучения студентов 6 курса лечебного факультета заинтересованных в хирургическом направлении и ординаторов по хирургии. Оценка была на основе опроса 36 студентов и ординаторов. Возможности закрепления 1 студента и 1 ординатора за 1 хирургом не было. Заранее давалось задание изучить ход операции планируемой в день обучения. Утром выполнялся быстрый устный опрос по основным этапам стандартной операции. Далее ежедневно проводилась оценка результатов умений и качества выполняемого задания, данного куратором. Куратор давал студентам скальпель, пинцет и объект для задачи (как правило какой-либо фрукт). Использование мяса, кожи и других биологических тканей от животных было нецелесообразно по гигиеническим соображениям. Цель – очистить объект по возможности аккуратно и быстро. Время было ограничено 40 минутами. Комплексно оценивалась аккуратность, быстрота, уверенность студента. В ходе обучения в дальнейшем добавлялся этап наложения швов. По результатам объявлялись победители, которые могли отправиться в операционную в качестве ассистента, остальные могли быть наблюдающими. Естественно каждый студент или ординатор в любом случае мог увидеть ход операции, даже если не мог лично в ней ассистировать.

Результаты

В ходе обучения студенты сами отметили появление некоторой конкурсной основы, в результате которой им хотелось показаться более умелыми, чем одногруппники или коллеги по учебе. Каждый из студентов заинтересованный в хирургии, заявил что дома или в университете на кафедрах оперативной хирургии или анатомии осуществлял подобные манипуляции с целью не отстать от других, или же повысить свои навыки. В ходе подобного обучения было отмечено некоторое улучшение навыков ассистирования (особенно заметно в том как студент начал держать скальпель, пинцет, иглодержатель) и значительное повышение уверенности перед и в ходе операции. Повысилась точность выполнения запрашиваемых манипуляций у студента или ординатора, которые просит сделать оперирующий хирург. По данным опросов и зачетов в конце обучения студент или ординатор мог с большей правильностью ответить на вопросы касающиеся операции и особенно хорошо в тех операциях, где он ассистировал.

Обсуждение

Таким образом, при проведении оценки владения мануальными навыками и базовыми знаниями хода операции был получен позитивный результат в сравнении с группой без использования симуляции хирургических манипуляций. Что способствует приверженности повышения качества оперативных техник в будущем и росту техники выполнения операций в последующем.

Выводы

Этап обучения в медицинском вузе с использованием как сложных, так и простейших методов симуляционного обучения у студентов-ординаторов может стать стимулом индивидуального роста как специалиста хирургического профиля. Что позволит повысить качество оказываемой хирургической помощи в практической работе и минимизировать возможное количество негативных моментов в начале практической деятельности как врача. К сожалению в настоящее время по причине эпидемиологических ограничений данный момент был некоторый откат в опыте практической работе из-за дистанционных методов обучения, но с введением вакцинации и снижения риска заболеваемости можно надеяться на возобновление прежнего режима обучения и работы в операционных блоках.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Тимур Мурасов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: