Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Опыт использования симуляционного оборудования в обучении навыкам трансторакальной эхокардиографии

Опыт использования симуляционного оборудования в обучении навыкам трансторакальной эхокардиографии

Автор(ы): Тенгизов Х. А., Шахиджанова С. В., Саидова М. А.

Город: Москва

Учреждение: Институт подготовки кадров высшей квалификации ФГБУ «НМИЦ кардиологии» МЗ РФ

Актуальность

Согласно профессиональному стандарту врача-кардиолога в Российской Федерации, ТТЭхоКГ – необходимая трудовая функция, как для проведения самой манипуляции, так и для анализа полученных результатов. Требования к врачу-кардиологу, согласно основному учебному плану Европейского общества кардиологов, значимо выше. Как в странах Евросоюза, так США и Канаде кардиолог обязан владеть ТТЭхоКГ на уровне эксперта, поэтому сомнений в необходимости приобретения этого навыка нет.
Симуляционные технологии признаны важной частью образовательного процесса в здравоохранении, и большинство медицинских образовательных учреждений в своём составе имеет симуляционный центр.
Симуляторы эхокардиографии (ЭхоКГ) существуют с 1990-х годов, и к настоящему времени представляют собой дисплеи с выводимыми на экран трёхмерными изображениями в зависимости от положения датчика на манекене. Современные симуляторы ТТЭхоКГ – стандартизированный, относительно легкодоступный и привлекательный образовательный инструмент, развивающий навыки пространственного мышления и зрительно-моторной координации. Использование трехмерной визуальной информации обеспечивает содружественное с ней правильное движение датчика.
Непосредственно методика преподавания навыков ТТЭхоКГ с использованием симуляционного оборудования мало освещена в научной литературе. Отчасти это связано со сложностью оценки эффективности выбранной методики.

Цель

Предоставить опыт использования симулятора ТТЭхоКГ в обучении навыкам ТТЭхоКГ ординаторов по направлению «Кардиология» на базе Института подготовки кадров высшей квалификации (ИПКВК) Кардиоцентра.

Материалы и методы

Обучающие курсы проводились на базе симуляционного центра ИПКВК Кардиоцентра с использованием симулятора US Mentor компании Simbionix.
Обучение проводились в очной форме. Занятия велись на протяжении 1-3 часов в течение 4-10 дней. Длительность занятия и длительность курса выбирались в зависимости от размера группы. К занятию обучающиеся готовились по методическому пособию ИПКВК (в печати). Занятия состояли из двух частей: теоретической, где рассказывался материал, и практической, где отрабатывались навыки. Теоретическая часть проходила в виде лекции с демонстрацией на симуляторе. Практическая часть состояла из отработки новых навыков, сначала на симуляторе, затем – непосредственно в отделе ультразвуковых методов исследования НИИ клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова Кардиоцентра с привлечением пациентов или добровольцев. Выходной контроль проводился в форме экзамена, с использованием клинических ситуаций, предлагаемых программой симулятора. Результат освоения курса считался положительным при успешном проведении обучающимся полного ЭхоКГ-исследования и правильной постановке диагноза. Наличие описания клинической картины в каждом случае (кейсе) позволяло поставить не только ЭхоКГ-диагноз, но и клинический, что важно для подготовки кардиологов.

Результаты

По мере приобретения опыта обучения навыкам ТТЭхоКГ были выявлены факторы, влияющие на скорость и качество усвоения материала.
Обучение с использованием симуляционного оборудования позволяет получить базовые навыки ЭхоКГ в среднем за 5 занятий. На приобретение этих же навыков в реальной клинической практике уходит от 2 недель до 2 месяцев. Это связано с определёнными сложностями при работе с пациентами (ограничение по времени исследования одного пациента, тяжесть его состояния, неудовлетворительное ультразвуковое окно, загруженность куратора).
Рекомендуемая длительность занятия на симуляторе – 1,5-2 академических часа. При меньшей продолжительности занятий (30-45 минут), закрепление практических навыков не происходит в связи с недостаточной возможностью их отработки.
По нашему опыту, оптимальное количество ежедневных занятий – 5 (всего 8-10 академических часов). Более короткие курсы имеют большую информационную плотность, в связи с чем выживаемость знаний в таких группах низка. Более длительные курсы формировали «избыточные» навыки в виде приспособления именно к особенностям симулятора и работе с ним, что осложняло и откладывало переход к освоению настоящего ультразвукового аппарата в силу сформировавшегося психологического комфорта.
Оптимальное количество обучающихся в группе – 3 человека. Индивидуальные занятия чрезмерно интенсивны и быстро утомляли обучающегося, а также лишали его возможности наблюдать за ошибками сокурсников и на них учиться – выявление и обсуждение ошибок в группе позволяет наиболее полно раскрыть материал. В большой группе неизбежно увеличивалась продолжительность занятия, что также влияло на утомление обучающихся, усвоение материала и снижало приверженность к ежедневному посещению занятий.
На скорость приобретения навыков значительно влияла и предварительная самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям. Изучившие предоставляемое методическое пособие группы тратили меньше времени на понимание пространственной анатомии сердца, а также допускали меньше ошибок в выведении сечений и срезов.
Группы, закреплявшие навыки при работе на ультразвуковых аппаратах отделения ультразвуковой диагностики непосредственно во время диагностического обследования пациентов, значительно дольше их сохраняли, а также чаще использовали в своей дальнейшей клинической практике. Знания студентов, ограничившихся лишь симуляционным курсом, в подавляющем большинстве случаев оставались невостребованными.
Безусловно, вышеописанные результаты являются эмпирическими и не лишены субъективизма. Объективизация их может быть темой дальнейших исследований.

Выводы

Симуляционное оборудование значительно облегчает и ускоряет обучение навыкам ТТЭхоКГ. Но это лишь начальная ступень пути к освоению ТТЭхоКГ на уровне, применимом в клинической практике и требуемом в профессиональном стандарте врача-кардиолога. Предварительная подготовка обучающихся к каждому занятию, оптимальный выбор количества и длительности занятий, малые группы и максимально быстрый переход к отработке и закреплению навыков в реальной клинической практике – важные составляющие успешного получения стойких навыков ТТЭхоКГ.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Халид Тенгизов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: