Автор(ы): Дьяченко Е.В.
Город: Екатеринбург
Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России
Актуальность
Симуляция (моделирование) занимает особое место в обучении навыкам профессионального общения. Симуляция позволяет в безопасной как для обучающегося, так и для пациента образовательной среде осваивать будущему врачу этапы процесса медицинской консультации, отрабатывать эффективные действия в трудных коммуникативных ситуациях («трудный пациент», «плохие новости», «общение с родственниками пациента»), проверять результаты своих решений и действий, получая обратную связь в ходе симуляционного занятия, а также многократно практиковать и изменять свои решения, не рискуя навредить пациенту. Симуляция имеет множество преимуществ в качестве инструмента обучения в редких или рискованных ситуациях, включая возможность многократной и безопасной практики в течение более длительных периодов, чем это возможно в реальной жизни. Моделирование клинической ситуации позволяет ввести в обучение четкое измерение результатов освоения навыков общения с помощью проверенных систем оценки. Участники в безопасных симулированных условиях берут на себя роли, принимают решения, предпринимают действия и испытывают последствия своих действий, не нанося вреда пациенту.
Подходы к классификации симуляции при обучении навыкам общения можно разделить по основанию "предмет обучения" (или "чему учить?"). Что подлежит усвоению на данном симуляционном цикле? Содержание общения с пациентом как раздел клинической медицины (знание нозологий, структуры сбора жалоб и анамнеза и т.д.) или процесс общения (эффективные приемы ведения медицинской консультации для решения профессиональных задач повседневной практики: как наиболее эффективно провести расспрос пациента и/или разъяснение информации в ограниченное время, как провести трудные консультации и т.д.)?
По признаку используемых технологий (модальностей) можно выделить следующие подходы к симуляционному обучению навыкам общения: ролевые игры, симулированные пациенты (лица, обученные реалистично имитировать клинические случаи), компьютерное (экранное, виртуальное) моделирование и роботы-пациенты.
Привлечение симулированных пациентов в отработке коммуникации обладает наибольшими дидактическими возможностями для обучения навыкам общения и является широко распространенной обучающей технологией во всем мире. Участие симулированного пациента в обучении врачей процессу профессионального общению позволяет отрабатывать эффективные способы и приемы сбора информации при расспросе пациента, ее структурирования, разъяснения медицинской информации и выстраивания отношений с пациентом и др. Симулированный пациент помогает отработать эффективные приемы и способы ведения медицинской консультации, которые помогают врачу решить задачу – как наиболее эффективно провести расспрос пациента / разъяснение информации, организовать «трудные» консультации и т.д.
Компьютерный (виртуальный, электронный, экранный) пациент, используемый для отработки навыков общения, не существует в реальном мире – вместо живого человека со студентом общается компьютерная программа, коммуникация с которой может быть реализована различными способами: на экране смартфона, компьютера или сенсорного экрана-стола, очков виртуально-дополненной или виртуальной реальности. Раздел коммуникативных навыков представлен в них не самым широким образом, по сути, ограничиваясь сбором жалоб и анамнеза – структурированным расспросом.
Когда компьютерный пациент выходит за рамки виртуальной среды получает физическую осязаемую оболочку, то принято говорить о коммуникативных роботах-симуляторах пациента. Робот выражает простые эмоции, распознает речь и ведёт диалог по заданному сценарию, оценивает правильность вопросов обучающегося и предпринятые клинические решения: диагноз, назначения и направления на обследования.
Цель
Цель внедрения робота-пациента – «тестирование» идеи соединить в роботе навыки расспроса пациента (навыки процесса сбора жалоб и анамнеза) и навыки решения клинических кейсов (аналог этапа решения ситуационных задач в аккредитации).
Материалы и методы
В Уральском ГМУ с осени 2020 г. в рамках сквозного образовательного модуля по навыкам общения с пациентом для студентов 4-го курса в производственном практике (n=250) и ординаторов 1-го и 4-го семестров обучения (n=160) в симуляционном цикле был привлечен робот-пациент (ВиртуБот, Виртумед).
Результаты
Из наблюдений. 1. Выработка эффективных коммуникативных навыков с участием робота возможна через усвоение именно алгоритма расспроса. Этот факт принципиально отличает обучение навыкам с участием симулированного пациента, когда эффективное действие обучающийся «нащупывает» через инсайт, методом проб и ошибок, обратной связи.
2. На имеющемся этапе развития программного обеспечения высокореалистичных роботов-симуляторов формирование коммуникативных навыков доступно скорее в области содержания общения (т.е. информации из области клинической медицины), нежели его процесса (приемов и способов взаимодействия с пациентом).
Выводы
Ориентация на два ключевых параметра, на мой взгляд как автора, позволит реализовать задачу обучения - как эффективно общаться с пациентом, а не что именно его спрашивать. Первое - внедрение технологий по типу «нейросеть», позволяющих реализовать все лингвистическое многообразие общения. Второе – опора в программном обеспечении робота на конкретную модель медицинской консультации и ее надежную доказательную базу.
Елена Дьяченко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.