Конференции / РОСОМЕД-2021 – X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации" / Особенности симуляционного обучения экстренной медицинской помощи врачей неургентных специальностей в рамках НМО

Особенности симуляционного обучения экстренной медицинской помощи врачей неургентных специальностей в рамках НМО

Автор(ы): Ловчикова И.А., Чурсин А.А., Подопригора А.В., Боев С.Н., Боев Д.Е., Вислова О.П., Сергеева О.С., Жуков А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Федеральный закон от 21.11.2011г. №ФЗ 323-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пунктом 2 статьи 11 регламентирует оказание медицинской помощи в экстренной форме лечебно-профилактическими учреждениями любого профиля и формы собственности безотлагательно и бесплатно, возлагая тем самым обязательства на медицинский персонал по проведению комплекса экстренных мероприятий для купирования жизнеугрожающих состояний, включая расширенный комплекс жизнеподдержания при остановке дыхания и кровообращения, что существенно отличается от объема первой помощи. Учитывая внезапность и непредсказуемость развития жизнеугрожающих ситуаций, врач на рабочем месте должен быть готов к оказанию медицинской помощи в экстренной форме вне зависимости от основной специальности. Данная ситуация предполагает знание соответствующих алгоритмов, владение соответствующими навыками на уровне современных стандартов оказания медицинской помощи. Для обеспечения выполнения действующего законодательства структура непрерывного медицинского образования врачей всех специальностей должна содержать краткосрочные курсы повышения квалификации по дисциплине «экстренная медицинская помощь». В связи с тем, что данное направление медицинской деятельности весьма практично, ориентировано на выполнение алгоритмов и владение практическими навыками, указанная дисциплина безусловно должна содержать и очный симуляционный курс.

Цель

Обосновать необходимость включения в НМО для врачей всех специальностей дисциплины «экстренная медицинская помощь» с обязательным симуляционным курсом.

Материалы и методы

Программы повышения квалификации для врачей всех специальностей по дисциплине «экстренная медицинская помощь», включающие очный симуляционный курс, в рамках НМО разрабатываются кафедрой симуляционного обучения Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко с последующим внедрением указанной дисциплины в рабочие программы для последипломного образования.

Результаты

Сотрудниками кафедры симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н.Бурденко разработана программа краткосрочного повышения квалификации для врачей всех специальностей в рамках непрерывного медицинского образования по дисциплине «экстренная медицинская помощь» с симуляционным курсом. Программа объемом 36 часов включает 20 часов контактной работы в виде симуляционного курса (16 часов- практические занятия и 4 часа зачет) и 16 часов заочной самостоятельной работы (изучение теоретической базы дисциплины). Симуляционный курс включает в себя отработку практических навыков и алгоритмов оказания экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях с использованием оборудования симуляционного центра. Как процесс обучения, так и зачет по дисциплине проходят в виде демонстрации алгоритмов экстренной медицинской помощи в симулированных ситуациях с акцентом на основную специальность обучающихся. Это достигается контекстным подходом к формированию условий демонстрации алгоритмов для каждой специальности. Используется оснащение симуляционного центра для создания привычной обучающимся обстановки в зависимости от специальности (приемный покой, стоматологический кабинет, кабинет врача общей практики, коридор поликлиники, холл стационара и т.д.). Кроме того, предлагаемый для решения сценарий может содержать адаптацию резонансных событий, имеющих отношение к основной специальности обучающихся, либо получивших сильный социальный отклик (например, пожар в одном из ЛПУ РФ).

Обсуждение

Использование контекстного подхода при проведении симуляционных образовательных курсов по дисциплине «экстренная медицинская помощь» для врачей неургентных специальностей позволяет получить позитивный эмоциональный отклик от обучающихся в ходе изучения навыков и алгоритмов. Это, с одной стороны, создает положительную мотивацию к процессу обучения, с другой, позволяет привести порядки оказания медицинской помощи в соответствие с действующим законодательством. Особенно важно, что после обучения врачи любой специальности в ЛПУ любого профиля и формы собственности готовы к оказанию помощи в сложных, лимитированных по времени, непрофильных жизнеугрожающих для пациента состояниях

Выводы

Таким образом, особенности симуляционного обучения экстренной медицинской помощи врачей неургентных специальностей в рамках НМО предполагают внедрение краткосрочных программ повышения квалификации по дисциплине «экстренная медицинская помощь» с симуляционным курсом. Для формирования мотивации к обучению и, в дальнейшем, к квалифицированному и своевременному оказанию экстренной медицинской помощи, согласно действующему законодательству и стандартам медицинской помощи, желательно использовать контекстный подход при формировании условий выполнения заданий для обучающихся.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: